«Здравствуй, Русский музей!» 2006. Декабрь - События и мероприятия Центра - Персональный сайт
Если вместе, мы все сильны!
События и мероприятия Центра
Меню сайта

Поиск по событиям


» События » Благотворительные акции » 2006. Декабрь
«Здравствуй, Русский музей!»

Зал № 77. Борис Дмитриевич Григорьев (1886-1939)

Российский художник. Русский живописец и график. В 1919 эмигрировал из России, жил в основном во Франции. В его живописи и графике, где черты стиля модерн достигают острого гротеска, доминирует изысканная, гибкая линия. Лучшие произведения Григорьева обычно составляют большие циклы, полные драматического лиризма. Работал также как портретист.

Борис Дмитриевич Григорьев - яркий и парадоксальный мастер отечественного искусства ХХ века. Творчество художника, ставшего в 1920-1930-е годы одной из значительных фигур художественного мира русского зарубежья, представлено полно и разносторонне: от ранних иллюстраций русского фольклора и стилизованных театрально-декоративных «гротесков» 1910-х годов, знаменитых циклов «Расея» и « Intimite» до малоизвестных работ 1930-х годов, созданных в эмиграции.

Наиболее значительным его созданием стала графическая серия «Расея», в которой с явным сарказмом и нарочитым примитивизмом показал, по словам Бенуа, «суть России периода, непосредственно предшествовавшего революционному перевороту». Серия произвела на современников сложное впечатление, «многих охватил одновременно с восторгом от явной талантливости и род ужаса» (А. Бенуа). Около 70 картин и рисунков раскрывают образы безысходной, мрачной, «лыковой» России, которая, как отмечал А.Н. Толстой, «не касалась ни романтической России Венецианова, ни героической Сурикова, ни лирической Левитана и Мусатова, ни православной Нестерова, ни купецко-ярмарочной - Кустодиева и Судейкина... Эту лыковую Русь и я и вы носите в себе; оттого так и волнуют полотна Бориса Григорьева, что через них глядишь в темную глубь себя, где на дне, не изжитая, глухая, спит эта лыковая тоска, эта морщина древней земли».

Родился Борис Дмитриевич Григорьев в Москве 11 (23) июля 1886, воспитывался в семье управляющего банком. В 1903-1907 посещал Строгановское художественно-промышленное училище, затем в качестве вольнослушателя занимался в петербургской Академии художеств (до 1913), где одним из его наставников был Д.Н. Кардовский. Жил в Петербурге, в 1909-1913 побывал в Париже, а также в Скандинавии и Австрии. Был членом «Мира искусства» (с 1913).

С 1911 публиковал свои рисунки в журналах «Сатирикон» и «Новый Сатирикон». Типические черты его стиля - с изысканной, гибкой линией в качестве доминирующего начала формы - четко проступили в большом графическом цикле Intimite, созданном на базе парижских впечатлений; мир цирков, кафешантанов и продажной любви составил здесь театрально-лукавую панораму вялотекущего распада.

Гротескно-лукавы и портреты работы Григорьева, часто изображающие человека-в-роли, человека-лицедея.

Мастер избегал крайних форм авангарда, но натуроподобие его образов, как правило, сочеталось с их внутренним надломом, - таков его знаменитый, включающий и графику и живопись, цикл Расея (тема другого, тоже изданного в 1918 альбома с текстами П.Е.Щеголева, Н.Э.Радлова и самого мастера), где портретные и пейзажные мотивы русской деревни сложились в многочастный реквием, хотя и по-своему красочный, но полный горькой меланхолии.

В 1919 Григорьев тайно пересек с семьей в лодке Финский залив, поселился в Берлине, а в 1921 - в Париже. Приезжал в США, в 1928-1929 и 1936 путешествовал по Латинской Америке. С 1927 обосновался в Кань-сюр-Мер близ Ниццы, на своей вилле «Борисэлла», совместив в ее названии свое имя с именем жены.

По-прежнему плодотворно работал как пейзажист и портретист, переиздав Расею на русском и французском (1921, 1922) и дополнив ее новым альбомом Лики России (на французском и английском; 1923, 1924), включившем, в частности, портреты актеров МХАТа. Лучшим своем портретом считал портрет М.Горького (1926, Музей А.М.Горького, Москва), с писателем в образе кукловода, манипулирующего персонажами пьесы На дне. Работал и как иллюстратор (циклы рисунков к Детству Горького, 1931; и Братьям Карамазовым Ф.М.Достоевского, 1932-1933; собственность семьи художника). В 1929-1930 написал монументальное полотно Лики мира, в 1932 приобретенное правительством Чехословакии.

Умер Григорьев в Кань-сюр-Мер 7 февраля 1939.

Портрет режиссера В.Э. Мейерхольда.
1916. Масло

Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874-1940) - русский советский режиссёр и актёр, народный артист Республики (1923). Настоящее имя - Карл Казимир Теодор Мейерхольд. Окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества (1898) и был принят в труппу МХТ. До 1920 - режиссер различных театров, с 1920 - руководитель Театра РСФСР (первого), с 1923 - театром В.Э. Мейерхольда, руководителем Высших режиссерских мастерских (ГВЫРМ), где начинали свой творческий путь С. Эйзенштейн, И. Ильинский, Э. Гарин, Е. Габрилович, С. Юткевич, И. Пырьев и другие. Незаконно репрессирован. Народный артист Республики (1923).

В творческом наследии портрет работы Григорьева, безусловно, интересен. Творя в атмосфере авангарда, тем не менее, он никогда не бросался в крайние формы, чаще всего изображая не человека самого по себе, а скорее, показывая роль, которую играет этот человек. В портрете В.Э. Мейерхольда гротеск, используемый Григорьевым, скорее лукав, чем зол и сатиричен.

Назад

Начало экскурсии

Вперед

наверх
Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системой