Если вместе, мы все сильны!
События и мероприятия Центра
Меню сайта

Поиск по событиям


» События » Благотворительные акции » 2006. Декабрь
«Здравствуй, Русский музей!»

Зал № 76. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939гг.)

Художник-мыслитель, один из творцов эстетики нового мира, он сумел органично соединить в своих произведениях мышление «планетарными» категориями и верность извечным началам и высшим ценностям духовной культуры.

Кузьма Петров-Водкин - русский живописец.

Родом из Хвалынска на Волге, Саратовской губернии, давшей России таких известных художников, как В. Борисов-Мусатов, П. Кузнецов, П. Уткин.

В 1895-1897 гг. учился в Петербурге, в Училище барона Штиглица, в 1897-1904 гг. - в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества, в 1901 г. - месяц в знаменитой школе А.Ашбе в Мюнхене.

Путешествовал по Италии (1905-1906), Северной Африке, работал в Париже. С 1908 г. и до конца жизни - в Петербурге-Петрограде-Ленинграде. Занимался философией и литературой, испытал влияние французского символизма. В 1910-1916 гг. преподавал в школе Е. Званцевой в Петербурге.

Петров-Водкин искал живописную форму «философской картины мира». К 1910 г. он нашел собственный стиль символической трактовки живописного пространства (отсюда созданная художником теория «сферической перспективы»), взаимодействия трех основных цветов: красного, синего и желтого - так называемой «трехцветки», и выражения в изобразительных образах философских категорий бытия. Именно эти качества отличают картину «Купание красного коня», имевшую громкий успех на выставке «Мира искусства» 1912 г. Петров-Водкин соединил в этой картине новейшие достижения французского постимпрессионизма, цветовую пластику Гогена и Матисса с символизмом европейского Модерна, традициями византийской и древнерусской иконописи и фрески. Творчество Петрова-Водкина «можно уподобить зеркалу, смотрясь в которое Запад узнает в себе Восток, а Восток - Запад».

Свою роль сыграли и идеи «планетарности» поэта В. Хлебникова. Это был стиль, объединивший классику и современность. Понятие гармонии, «сдержанности, улаженности между тонами» Петров-Водкин связывал с принципами искусства старых «изографов», умевших переводить обычные явления в высший духовный план.

Сам художник утверждал, что если чистые цвета поглощают все оттенки, значит живопись вместо фиксирования мимолетного и случайного начинает выражать «вечность». Не случайно «Красный конь» был воспринят уже в то время как символический образ «Судьбы России». «Так вот почему я написал «Красного коня!», - воскликнул художник, когда узнал о начале первой мировой войны.

В том, что Петров-Водкин сохранял «чистоту краски», свойственную лишь новгородской школе иконописи и фрескам Дионисия, критик В. Дмитриев увидел «символизм русской национальности, исконного лика России». Но С. Маковский нашел в «Купании красного коня» плакатность!

Свои теоретические взгляды Петров-Водкин изложил в книгах воспоминаний «Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия» (1930; 1932; 1970; 1982).

На первый взгляд сюжет этой картины кажется простым и обыденным: молодая женщина кормит ребенка в обстановке бедной крестьянской избы, где в маленьком окошке виден деревенский пейзаж. Однако здесь проявляется интересная особенность, свойственная Петрову-Водкину. Это умение соединить конкретную, будничную обстановку с вечным и прекрасным. Художник так поднимает образ женщины над окружающим, что интерьер избы, предметы обихода выступают лишь как обрамление к нему. Петров-Водкин выделяет героиню звучным, ярким цветом, особенной совершенной пластикой лица и тела. Образ, созданный им, воплощает идею, суть материнства как самой большой, непреходящей ценности, и не случайно картина вскоре обрела другое, чаще употребляемое название – «Деревенская мадонна».

Назад

Начало экскурсии

Вперед

наверх
Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системой