Если вместе, мы все сильны!
События и мероприятия Центра
Меню сайта

Поиск по событиям


» События » Благотворительные акции » 2006. Декабрь
«Здравствуй, Русский музей!»

Зал № 74. Николай Константинович Рерих (1874-1947)

«Искусство объединит человечество».

Рерих Н.К.

Художник, писатель и философ; человек-легенда, одна из самых ярких фигур русского символизма и модерна.

Творческое наследие Николая Константиновича Рериха впечатляет: в художестве - более 7000 полотен, каждое из них - великое произведение искусства; в литературе - около 30 полновесных томов прозы и поэзии; в науке – труды по археологии, истории, философии.

Фамилия Рериха имеет скандинавские корни. В Финляндии Н.Рерих был неоднократно. Север вообще играл особую роль в его жизни. Детство художника прошло в ингерманландском поселении Извара под Петербургом. Вероятно, этимология слова Извара восходит к финскому iso vaara «большая гора, холм». Пророческое название. Гималайские горы в будущем станут одним из ведущих мотивов в его творчестве. Учился Николай Рерих в Петербурге в мастерской А.И.Куинджи, впоследствии он напишет: «Один из самых важных шагов совершился проще простого. Стал Архип Иванович Учителем не только живописи, но и всей жизни».

Первый раз Н.Рерих побывал в Финляндии в 1899 году в поиске сюжетов картин и материалов о викингах. Идея поездки родилась не без влияния картин знаменитого финна, иллюстратора «Калевалы», лидера финского неоромантизма Аксели Галлен-Каллела. Их знакомство позже перерастёт в дружбу.

Впечатления поездки оформились в известной картине «Заморские гости», в сказках и сагах о викингах, написанных в древнескандинавском стиле.

Второе знакомство с Финляндией состоялось в 1907 году. В этот год Николай чуть не погиб вместе с женой своей Еленой Рерих. Ранней весной они на санях пересекали замерзшее озеро под Выборгом, вдруг они заметили, что лёд проваливается, лошадь почуяла опасность и понеслась, порой продавливая лёд под собой. «Вода текла в сани, и всё принимало безысходный вид. Среди пережитых опасностей крепко помнилось это финское озеро», - вспомнит художник в своём дневнике. Лето 1907-го года Н.Рерих и его жена с двумя детьми провели в Финляндии. И время это было плодотворным. Написаны картины: «Заклятие земное», изображает ритуал охоты, «Пляска», радует хороводом девушек на древнем празднике. Созданы 8 этюдов: «Вентила», «Нислот.Савонлинна», «Пункахарью», «Иматра», «Седая Финляндия», «Сосны», «Камни», «Лавола». Под впечатлением от Финляндии Н.Рерих пишет «Триумф викинга», «Варяжское море», «Песнь о викинге». В это же время художник проявляет интерес к старинным финским храмам, он подчёркивает своеобразие финской настенной живописи; фантастические орнаменты, птицы, звери напоминают ему наскальные рисунки Севера – «в них чувствуется... время, когда христианство наложило руку на священный шамаизм».

Любовь к древним легендам, преданиям отозвалась в картине «Чудь под землю ушла» (1913). Возможно, это центральная работа в отношении Финляндии и Севера. Предание гласит о северном народе, ушедшем жить под землю. Аналогичное предание будет найдено Рерихом на Алтае. Это одна из ниточек, которая приведёт его в Тибет на поиски загадочной страны Шамбалы.

В 1916 году Н.Рерих вновь оказывается в Финляндии, тяжёлое заболевание лёгких привело его на лечение в Сортавалу. Дело опять доходит до смертельной опасности, 1 мая 1917 года он пишет завещание. К счастью, кристально чистый воздух исцеляет художника. Создаются десятки пейзажей о Финляндии и Карелии, в том числе: «Юхинлахти», «Озеро Хюмпола», «Ладожское озеро», «Тулола». Поездка на Валаам даёт всплеск творчеству, рождаются «Святое озеро», «Святой остров», «Столпник». Пишется таинственная сюита картин «Героика», и серия картин «Вечные всадники» - одухотворённые, несущие весть, облака. Успешно проходят выставки в Хельсинки, Стокгольме, Копенгагене.

Искусствоведы единогласно высоко оценивают работы Н.Рериха как художника театра, его декорации к «Пер Гюнту» Ибсена, к спектаклям «Слепые» и «Сестра Беатриса» Метерлинка, к опере Бородина «Князь Игорь». Из статьи балетмейстера М.Фокина: «Рерих не желает быть сухим реалистом, он всегда поэт, фантазёр, романтик. Вот почему его творения так созвучны поэзии Метерлинка, драмам Ибсена, музыке Вагнера и Дебюсси. Сценическое искусство перед ним в неоплатном долгу». В творчестве художника накрепко утверждается северный стиль, я имею в виду тот Север, о котором сам Рерих пишет так: «Ту радость и бодрость и силу, которую даёт Север, вряд ли можно найти в других местах. Где найдёшь такую синеву далей? Такое серебро вод? Такое чудо северных сияний?»

Вечность, неповторимость бытия - главная философская тема, которую разрабатывает художник. Мудрое устройство мира ведет к красоте и гармонии жизни человека с ее вечно прекрасной юностью, мечтой о любви, материнством.

Тема любви находит отражение в картине «Вечная жизнь», где на фоне яркого пейзажа изображена молодая мать с ребенком. Малыш с пытливым интересом рассматривает цветок, впервые открывая для себя красоту мира. Мать, откинув голову, напряженно всматривается вдаль, словно пытаясь заглянуть в будущее сына. На фоне огромного валуна нежно розовеют только что раскрывшиеся цветы, пришедшие на смену увядшим. Художник показывает единство законов обновления жизни в природе. Вдали изображены чередой проходящие люди - символическое воплощение мысли о смене поколений. Все имеет свой цикл - цветы, люди, деревья, даже камни. Все приходит и уходит - вечный, справедливый закон.

Назад

Начало экскурсии

Вперед

наверх
Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системой