Если вместе, мы все сильны!
События и мероприятия Центра
Меню сайта

Поиск по событиям


» События » Благотворительные акции » 2006. Декабрь
«Здравствуй, Русский музей!»

Зал № 70. Борис Михайлович Кустодиев

«Мое определение искусства Кустодиева, как «бытовой фантазии» очень ему понравилось. Ведь он действительно фантазер, и большой, но корни его фантазии на земле, в русском быте».

Воинов В.В., первый биограф художника

Борис Михайлович Кустодиев (1878 - 1927 г.г.) - талантливый художник, мастер психологического портрета, автор книжных иллюстраций и театральный декоратор, Кустодиев создал значительные произведения почти во всех областях изобразительного искусства.

Жизнь художника и его творчество неразрывно связаны с Волгой, волжскими просторами. Через всю жизнь Б.М. Кустодиев пронес большую и неизменную любовь к Поволжью - краю, где прошли его детство и юность.

Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Отец, преподаватель гимназии, скончался рано, и все материальные заботы легли на плечи матери.

Семья Кустодиевых арендовала небольшой флигель в доме богатого купца. Здесь мальчик получил первые яркие представления о быте и типах провинциального купечества. «Весь уклад богатой и изобильной купеческой жизни, - писал впоследствии Б.М. Кустодиев, - был как на ладони... Это были живые типы Островского...».

Через десятилетия пронес художник наблюдения детства, чтобы потом воссоздать их в картинах и акварелях. Интерес к рисованию пробудился у мальчика очень рано. Посетив в 1887 году выставку передвижников и впервые увидев картины настоящих живописцев, мальчик был потрясен... Он твердо решил стать художником. Несмотря на денежные затруднения, мать предоставила ему возможность брать уроки у местного живописца и педагога А.П. Власова, которого Кустодиев всегда считал своим лучшим и любимым учителем.

Окончив в 1896 году духовную семинарию, Кустодиев едет в Петербург и поступает в Академию художеств. Занимаясь в мастерской И.Е. Репина, он много пишет с натуры, стремится овладеть мастерством передачи красочного многообразия мира.

«На Кустодиева, - писал Репин, - я возлагаю большие надежды. Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный; внимательно изучающий природу...»

Получив заказ написать огромное полотно к столетнему юбилею Государственного Совета, И.Е. Репин приглашает Кустодиева быть его помощником. Работа предстояла сложная и трудоемкая. Молодой художник вместе с Репиным писал портретные этюды к картине, им написана и правая часть самого полотна.

Параллельно с этой работой Кустодиев создал серию портретов своих современников, духовно близких ему людей. Это портреты художника И.Я. Билибина (1901, ГРМ), Д.Л. Молдовцева (1901, Краснодарский краевой художественный музей им. А.В. Луначарского), гравера В.В. Матэ (1902, ГРМ). Работа над портретами чрезвычайно обогатила художника, заставила пристальней вглядываться в натуру, постигать сложный мир человеческой души.

Собирая материал для программной картины, Кустодиев летом 1903 года предпринял большую поездку по Волге от Рыбинска до Астрахани. Пестрые картины волжских базаров, тихие провинциальные улочки и шумные пристани навсегда запомнились художнику. Многие волжские впечатления он использовал в дипломной картине «Базар в деревне» (не сохранилась). Получив знание художника и право на заграничную командировку, Кустодиев в 1903 году выехал во Францию и Испанию.

С увлечением и большим интересом изучает он сокровища западноевропейской живописи, посещает музеи Парижа и Прадо. За границей художник пишет одну из своих самых лирических картин «Утро» (1904, ГРМ), пронизанную светом и воздухом, которая воспринимается как гимн материнству, простым человеческим радостям. Где бы ни был Кустодиев за границей - в солнечной ли Севилье или Версальском парке - его неудержимо тянуло на родину. Через пять месяцев он вернулся в Россию. С радостью пишет художник своему другу, что, наконец, он снова в «благословенных краях нашей благословенной русской земли».

К 1905 году относятся и первые опыты художника в книжной иллюстрации, к которой он будет обращаться на протяжении всей своей жизни. Им проиллюстрированы многие произведения русской классической литературы:

«Мертвые души», «Коляска» и «Шинель» Н.В. Гоголя, «Песня про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова, «Как черт у мужика краюху украл» и «Свечка» Л.Н.Толстого. В этих рисунках - глубокое проникновение в суть литературного произведения.

Борис Михайлович Кустодиев - блестящий портретист и рисовальщик, с успехом выступал и как театральный художник, гравер, пробовал свои силы и в скульптуре. Разнообразны по пластической манере, характеристике моделей скульптурные портреты художника.

В портрете И.В. Ершова (1908, Гос. академический театр оперы и балета им. С.М. Кирова) передана благородная импозантность актера; в портрете М.В. Добужинского (1909, ГРМ) - беспокойная, ищущая натура художника. Кустодиеву ничего не стоит добиться внешнего сходства, но он умеет достигать большего - сходства внутреннего, духовного, психологического. В этом ценность портретного наследия художника.

В эти же годы у Кустодиева складывается свой круг образов и тем, которые определили творческий облик живописца. Он глубоко любил народное искусство, расписные вятские игрушки, лубочные картинки, изучал народные сказки, поверья, гадания. К народному творчеству художник относился с чувством национальной гордости. Он считал, что в представлении народа искусство всегда связано с праздником, с ощущением радости.

«Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому были всегда единственным сюжетом моих картин» - писал Борис Михайлович Кустодиев, характеризуя свое творчество. Действительно, этим чувством пронизаны все его многочисленные портреты, жанровые полотна, театрально-декорационное искусство.

Наиболее глубоко дарование Кустодиева проявилось в особом, им самим созданном стиле - сказочном, нарядном, по-лубочному ярком изображении жизни русской провинции - ярмарок, веселых и задорных деревенских праздников, народных гуляний с грубоватым народным юмором, с яркостью, сочностью и непосредственностью.

В 1909 году Кустодиев получил звание академика живописи. Он продолжал напряженно работать, но тяжелая болезнь - туберкулез позвоночника - требовала неотложных мер. По совету врачей художник едет в Швейцарию, в течение года лечится в частной клинике. Он томится вдали от родины, и русские темы продолжают оставаться основным содержанием его произведений, созданных за границей. В 1912 году он написал картину «Купчихи» (Киевский государственный музей русского искусства) - одну из первых в галерее купеческих образов. В ней перемешались реальность и фантастика, мир подлинной, живой красоты и бутафории. Нарядные, пышущие здоровьем, статные купчихи на базарной площади ведут степенную неторопливую беседу. Переливаются всеми цветами радуги их толковые платья, сверкают звучными красками расписные шали.

А вокруг, словно вторя им, сияют яркие вывески лавок. Вдали алеет церковь и четко выделяется белоснежная колокольня с куполами в золотых маковках. Мир воспринимается художником как радостный праздник, веселый и неугомонный.

Творчество Кустодиева остается лучезарным и оптимистичным, хотя болезнь все прогрессирует. Главная линия жанровой живописи Кустодиева этих лет связана с типами и бытом провинциального города. Особенности его таланта наиболее сильно раскрываются в трех полотнах, цель которых - создать обобщенные, собирательные образы женской красоты, какая бытовала в понимании народа: «Купчиха» (1915, ГРМ). «Девушка на Волге» (1915, Япония) и «Красавица» (1915, ГТГ).

В картине «Купчиха» художник восхищается пышущей здоровьем, полногрудой статной русской красавицей, в которой есть что-то необычайно пленительное. Солнечные, желтые, розовые, синие краски пейзажа перекликаются с ярким тоном ее платья, цветной шалью, и вместе все сплетается в яркий красочный букет.

Жанровые произведения, созданные художником в эти годы, рисуют мир людей, живущих в небольших уездных городишках: «Городок» (1915, частное собрание), «Христосование» (1916, Астраханская картинная галерея им. Б.М. Кустодиева). Завершает серию одна из самых значительных картин «Масленица» (1916), продолжающая тему народного праздника.

Несмотря на болезнь, художник продолжал много работать. Сложнейшая операция, которую он перенес, оказалась безрезультатной. Наступил полный паралич ног. «Мой мир теперь, - писал он, - это только моя комната».

Захватила художника работа над созданием театральных декораций. В 1911 году Кустодиев впервые начал работать в театре. Декорации и эскизы костюмов свидетельствовали о глубоком проникновении художника в суть авторскою замысла. Купеческим мир Кабановых, уклад их жизни, быт провинциального городка - все эти было близко жанровым картинам Б.М. Кустодиева, и декорации он пишет легко и быстро.

В живописных работах послереволюционных лет художник стремится создать обобщенные образы, способные передать грандиозность и величие перемен в стране. Внезапная смерть 26 мая 1927 года оборвала творческие замыслы мастера.

50 биографий мастеров русского искусства. Л., Аврора. 1970. С.283

Б.М. Кустодиев

Назад

Начало экскурсии

Вперед

наверх
Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системой