«Здравствуй, Русский музей!» 2006. Декабрь - События и мероприятия Центра - Персональный сайт
Если вместе, мы все сильны!
События и мероприятия Центра
Меню сайта

Поиск по событиям


» События » Благотворительные акции » 2006. Декабрь
«Здравствуй, Русский музей!»

Зал № 69.
Серов Валентин Александрович
(07.01.1865 - 22.11.1911)

- выдающийся русский художник конца XIX - начала XX века.

«Серебряный век» - одна из самых замечательных эпох в истории русской культуры. Немало талантливых поэтов и художников прославили Россию в начале XX века, ныне их имена широко известны всему миру.

Художник Валентин Серов, сам человек «Серебряного века», запечатлел на своих полотнах многих героев этой неповторимой эпохи. Знаменитые балерины Анна Павлова и Тамара Карсавина, актриса Мария Ермолова, певец Федор Шаляпин, художники Исаак Левитан, Константин Коровин, Михаил Врубель, поэт Константин Бальмонт - вот далеко не полный перечень великих «моделей», чьи портреты написал художник.

Родился в Петербурге 7 января 1865 года в семье известного композитора и музыкального критика А.Н. Серова. С детских лет будущего художника окружала атмосфера искусства. Кроме музыкантов в их доме бывали М.М. Антокольский, И.Е. Репин. К тому же сам отец будущего художника был страстным любителем рисования. Сначала Серов учился у немецкого художника-офортиста А. Кемпинга, затем его учителем стал И.Е. Репин, которому, по совету М.М. Антокольского, В.С. Серова показывала рисунки сына.

И.Е. Репин начинает заниматься с юным Серовым сначала в Париже, а затем в Москве и в Абрамцеве. После поездки со своим талантливым учеником в Запорожье Репин в 1880 году направляет его в Академию художеств к прославленному П. П. Чистякову. Здесь молодой художник завоевывает уважение, его талант вызывает восхищение. Друзья художника, его современники отмечали драгоценные человеческие качества его натуры, редкую прямоту и честность.

Большое значение в формировании художественных взглядов имела жизнь Серова в Абрамцеве и Домотканове. Среднерусская природа с рощами, полянами, оврагами, перелесками, с околицами русских деревень полюбилась художнику с детских лет, а дом Мамонтова, где над эскизами декораций трудились Коровин и Врубель, где была мастерская майолики, где с успехом шла частная опера, вдохновил художника на счастливые творческие успехи. В возрасте двадцати двух-двадцати трех лет Серов создает произведения, которые стали классическими в русском искусстве.

В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой «Девочка с персиками» (1887). В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры «Девушка, освещенная солнцем» (1888). В любимом Домотканове были созданы такие произведения, как «Октябрь» (1895), «Стригуны» (1898) и многие рисунки к басням Крылова.

В 1887 году Серов женился на Ольге Федоровне Трубниковой. Семья была большой и дружной. Детей В.А. Серов любил нежно и с удовольствием писал их. Портрет-картина «Дети» (1899, ГРМ), где изображены сыновья художника Юра и Саша, рисунок «Сестры Боткины» (1900, ГТГ), портрет Мики Морозова (1901, ГТГ) привлекают лиричностью и тонким постижением детского характера.

Старшая дочь Серова в воспоминаниях об отце писала, с каким творческим горением работал художник над портретами.

«А вот глаза - глаза взглядывали быстро, с таким напряжением, с таким желанием увидеть и охватить все нужное ему, что взгляд казался частицей молнии, как молния, он мгновенно как бы освещал все до малейших подробностей».

Современники говорили, что Серова нередко боялись, боялись его прозорливости, неподкупных оценок, даже упрекали в том, что он шаржирует модель. «Никогда не шаржировал, - отвечал он, - что делать, если шарж сидит в самой модели, чем я виноват? Я только высмотрел, подметил».

В портретах Серова - его современники, разные по характеру, внутреннему миру: темпераментный певец Ф. Таманьо (1891), обладающий, по образному выражению художника, «золотой глоткой», жизнерадостный друг художника пейзажист К.А. Коровин (1893), одухотворенный И.И. Левитан (1893), подчеркнуто-нервный Н.С. Лесков (1894).

В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики. После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897, ГРМ), матери архимиллионеров Морозовых, и картины-портрета С.М. Боткиной (1899, ГРМ), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника.

В портретах Серова - не разбор отрицательных или положительных свойств человека, а едкая ирония или остроумие, выраженное в блистательной эстетической форме. Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-1903, ГРМ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году и продолжил в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента Московского университета, миллионера М.А. Морозова (1902, ГТГ). Особенно известен портрет банкира В.О. Гиршмана (1911, ГТГ), который, по свидетельству дочери Серова, «все умолял убрать руку, которой он как бы доставал золотые из кармана».

Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника. Именно в эти годы сформировался облик Серова-гражданина, остро осознающего социальную несправедливость. В Петербурге Серов стал очевидцем расстрела рабочих на 5-й линии Васильевского острова, и это потрясло его. В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств. В день освобождения политических заключенных Серов находился у Таганской тюрьмы, был в Университете, где строились баррикады, и на похоронах Баумана. В альбоме художника появились рисунки: атаки казаков на безоружный народ, а затем и картина, исполненная темперой, «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?» (1905, ГРМ), «Баррикады, похороны Н.Э. Баумана» (1905), острые политические карикатуры, которые разоблачали Николая II как палача революции: «1905 год. После усмирения», «1905 год. Виды на урожай 1906 года» (1905).

В мае 1907 года Серов едет в Грецию, которая произвела на него огромное впечатление. В античной классике художник восхищен декоративностью памятников, их соразмерностью. Он стремится воплотить увиденное и передать существо легендарной истории, красоту мифологии Эллады. Художник создает поэтическое сказание «Похищение Европы» (1910) и различные варианты «Одиссея и Навзикаи» (1910, ГРМ).

Не менее интересна работа В.А. Серова в театре. Его занавес к балету «Шехерезада» имел большой успех и в Париже и в Лондоне.

В портретах последних лет - О.К. Орловой (1911, ГРМ), В.О. Гиршмана (1911, ГРМ) - художник стремится к обостренной выразительности формы. Это особенно заметно в портрете Г.Л. Гиршман (1911) и в неоконченном портрете П.И. Щербатовой.

Рано утром 22 ноября 1911 года (старый стиль) В.А. Серов спешил на портретный сеанс к Щербатовым... упал и умер от приступа стенокардии... Умер в самом расцвете творчества, в возрасте сорока шести лет...

Смерть художника потрясла его современников. Преклонявшийся перед талантом мастера поэт В. Брюсов писал: «Серов был реалистом в лучшем значении этого слова. Он видел безошибочно тайную правду жизни, и то, что он писал, выявляло самую сущность явлений, которую другие глаза увидеть не умеют».

Назад

Начало экскурсии

Вперед

наверх
Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системой