«Здравствуй, Русский музей!» 2006. Декабрь - События и мероприятия Центра - Персональный сайт
Если вместе, мы все сильны!
События и мероприятия Центра
Меню сайта

Поиск по событиям


» События » Благотворительные акции » 2006. Декабрь
«Здравствуй, Русский музей!»

Зал № 67. Нестеров Михаил Васильевич (1862-1942) - русский живописец, последователь критического реализма, мастер религиозной живописи.

«Жил я своим художеством, и, худо ли, хорошо ли, прожил жизнь с кистью в руке».

Нестеров М.В.

«Вот русская речка, вот церковь. Все свое, родное, милое. Ах, как всегда я любил нашу убогую, бестолковую и великую страну родину нашу!..»

Нестеров М.В.

Биография М.В. Нестерова известна по его мемуарам. Проживший восемьдесят лет художник для многих поколений воплощал живую связь эпох.

Он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В.Г. Перова, А.К. Саврасова, в Петербургской Академии художеств у П.П. Чистякова. М.В. Нестеров входил в Товарищество передвижных художественных выставок - объединение демократически настроенных русских художников (передвижников).

Создано Товарищество в Петербурге в 1870 И.Н. Крамским, В.Г. Перовым, А.К. Саврасовым, И.И. Шишкиным и др. Начиная с 1871 провело в Петербурге, Москве и других городах 48 ежегодных выставок.

Среди передвижников значительной была группа москвичей - А.М. Васнецов и В.М. Васнецов, К.А. Коровин, И.И. Левитан, М.В. Нестеров, В.Д. Поленов, В.А. Серов, В.И. Суриков. Творчество передвижников высоко оценивал П.М. Третьяков, поэтому лучшие их работы с наибольшей полнотой представлены в Третьяковской галерее. Творчество передвижников стало важным этапом в развитии исторического и бытового жанра, портретной и пейзажной живописи в России.

М.В. Нестеров был одним из членов-учредителей Союза русских художников.

Поздний же этап его творчества приходится на 1930-е гг.

В пору господства передвижнической эстетики Нестеров ищет себя в бытовом жанре («Жертва приятелей», «Знаток», обе 1884) и историческом («Избрание Михаила Федоровича на царство», «До государя челобитчики», обе 1886). Но к концу XIX столетия художник переходит к религиозной тематике: его привлекает аскетическая строгость монашества, красота православных обрядов, жизнь в согласии с природой. Картины этого цикла («Пустынник», 1888; «Видение отроку Варфоломею», 1889-90; «Подблаговест», 1895) окрашены созерцательным любованием; стилистически они обнаруживают влияние стиля модерн - в панорамности композиций, в чуть гобеленном цвете, в замене развернутого действия состоянием.

Одновременно Нестеров занимается церковными росписями (запрестольный образ «Рождество Христово» во Владимирском соборе в Киеве, 1893-94; мозаики храма Воскресения Христова (Спаса-на-Крови) в Петербурге.

С москвичами из Союза русских художников Нестерова роднят лиризм, интерес к пейзажу (активная пейзажная среда присутствует почти во всех его работах), поэтичность мироощущения.

Одна из самых поэтических его работ - портрет дочери (1906), воплощающий характерную для начала XX в. грусть по нравственному идеалу и полноте бытия. В традиционном облике русской девушки из среды интеллигенции - прямой наследницы курсисток 1870-х гг. - присутствует ретроспективный оттенок, однако мечта о человеческой цельности выражена здесь реалистически-конкретно. Эта портретная конкретность сделается опорой творчества Нестерова в поздний его период: после долговременного молчания, связанного со сменой эпох, вкусов и критериев, в 1930-х гг. он целиком сосредоточится на образе человека.

В самом выборе моделей виден интерес художника к творческой личности, запечатленной в порыве созидательного вдохновения. Предпочитаемая им динамическая композиция позволяет показать героев в действии: скульптор В.И. Мухина поглощена лепкой (1940), хирург С.С. Юдин делает операцию (1933) или читает лекцию студентам (1935), художники братья П.Д. и А.Д. Корины работают в своей мастерской (1930).

Персонажи Нестерова - активные натуры, утверждающие в своей деятельности себя и свое время. Активны и решения портретов: художник акцентирует главное в обстановке, заботится о выразительности поз и жестов: энергия сцепленных рук академика И.П. Павлова (1935) сразу вводит зрителя в интеллектуальную атмосферу модели, а руки хирурга С.С. Юдина в портрете 1935 г. характеризуют его едва ли не глубже, чем неординарное лицо.

К 1928 г. относятся два автопортрета Нестерова. И если «Автопортрет в черном», несмотря на живописную основательность, решением напоминает импрессионистически острый этюд, то «Автопортрет в белой блузе» являет собой законченную концепцию художнического бытия. Портрет иллюстрирует идею - и оттого единственным атрибутом художника оказывается туесок с кистями, и фигура на нейтральном фоне выглядит монументальным символом бескомпромиссного творческого служения.

Назад

Начало экскурсии

Вперед

наверх
Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системой