Если вместе, мы все сильны!
События и мероприятия Центра
Меню сайта

Поиск по событиям


» События » Благотворительные акции » 2006. Декабрь
«Здравствуй, Русский музей!»

Зал № 66. Врубель Михаил Александрович (1856-1910).

Русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Врубель занимается почти всем: живописью, графикой, скульптурой, монументальными композициями, театральными декорациями, закладывает новые принципы оформления жилых интерьеров - словом, становится той удивительной многогранной фигурой, без которой немыслима русская культура рубежа веков.

«Элементы живописи, музыки и театра стали с ранних лет его жизненной стихией».

Искусство и реальность странно перемешивались в судьбе Михаила Врубеля, и из этого причудливого переплетения родился особый «Врублевский миф».

Родился 5 марта в Омске. Отец Врубеля, Александр Михайлович, - поляк, офицер, служил в Омской крепости с 1853 по 1856 г. Мать, Анна Григорьевна, урожденная Басаргина, родственница декабриста Н.В. Басаргина, - умерла, когда мальчику исполнилось 3 года.

Детские и юношеские годы Врубеля прошли в С.-Петербурге (здесь он занимался в рисовальной школе Общества поощрения художеств), в Саратове, Одессе. После окончания в 1874 г. Одесской классической гимназии поступил на юридический факультет С.-Петербургского университета. Окончив университет и отбыв воинскую повинность, служил юристом в Главном военно-судном управлении.

Осенью 1880 Врубель стал посещать вечерний класс в Академии художеств у П.П. Чистякова вместе с Серовым, уроки акварели брал у И.Е. Репина.

Чистяков учил рисуя, расчленять предмет на планы, «ранить» объем, выявляя его структуру, прослеживать «самые малейшие изгибы, выступи и уклонения форм». Врубель научился видеть грани и планы не только в строении человеческого тела, но и там, где они почти не уловимы, в скомканной ткани, цветочном лепестке. Вот почему предметы на его картинах иногда напоминают скопления сросшихся кристаллов. Врубель обладал даром обнаруживать в любом фрагменте природы, натуры «целый мир бесконечно гармонирующих чудных деталей». Он видел натуру, как драгоценную мозаику частиц.

В 1889 г. Врубель переехал в Москву, познакомился с С.И. Мамонтовым и членами его кружка, в который входили известные художники В.А. Серов, И.И. Левитан, К.И. Коровий, В.М. Васнецов. В этот период жизни он создал значительное число произведений, исполнил иллюстрации к произведениям М.Ю. Лермонтова. Им было создано 13 рисунков, из которых большая часть относилась к «Демону». Эта тема прошла через все творчество Врубеля. Самой природой своего дарования Врубель был подготовлен к созданию этого образа. Демон жил где-то в сокровенных тайниках его души еще до того, как художник получил заказ на иллюстрации к поэме Лермонтова.

Именно в нем мощные цветовые контрасты и пластическая напряженность форм достигают кульминации, воплощая, по словам художника, не носителя зла и коварства, а вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе (слова Врубеля в передаче Н.А. Прахова).

Художник-символист создает в своих картинах фантастический мир, в котором действуют сверхъестественные существа. Самое знаменитое произведение - трилогия Демон по поэме Лермонтова. Самое трагическое произведение М.Врубеля - «Демон поверженный».

Думается, оба Демона - «Демон (сидящий)» 1890, и «Демон поверженный» 1902 - глубоко автобиографичны. Мастер, как никто, знавший объем своего дарования, свою творческую силу, не исполнил до конца грандиозных замыслов, которыми была полна его душа. И если в «Демоне сидящем» тридцатитрехлетний художник, испытавший непомерное разочарование в осуществлении многих надежд, еще полон сил, то сорокашестилетний Врубель мужественно и невероятно ясно ощутил грядущий финал своей бесконечно тяжелой и полной разочарований судьбы.

В 1901 г. у Врубеля началась тяжелая душевная болезнь, а в 1906 г. он ослеп. Все силы художника напряжены в этом полотне до предела. Он десятки раз переписывает огромный холст.

Современники вспоминают, что уже на выставке «Мира искусства», где было экспонировано полотно, Врубель каждое утро над ним работал.

За 1896-1902 был создан мир Врубеля - эпоха в истории не только русской, но и мировой культуры.

В сложной, многогранной судьбе Врубеля не было с самого года рождения безмятежного благополучия: он рано потерял мать, много скитался, переезжая с семьей из одного города в другой. Потом тяжелая пора учения, окрашенная невзгодами, лишениями, затем долгие, долгие годы непризнания, тяжелая болезнь и вот, наконец, после порога пятого десятка лет намечается перелом.

1896 год - вечный скиталец, бездомный живописец обретает свою пристань. Он полюбил. Надежда Ивановна Забела - известная певица внесла во внутренний мир Врубеля обаяние женской прелести и душевный покой. В наступающей тьме безумия художник верил в возвращение света, в новую зарю творчества.

Михаил Врубель хорошо знавший классическое искусство и литературу, говоривший на нескольких языках был открыт и легок в общении. Но при всем том от него исходила гипнотическая сила, как если бы он обладал каким-то тайным знанием, которое не считал возможным развивать перед своими коллегами. Загадочность, заложенная природой в натуре Врубеля и проявившаяся в его произведениях, и по сей день вызывает споры среди исследователей творчества художника.

Тяжкий недуг - плод невыносимого нервного напряжения, нечеловеческого труда и многолетнего непризнания оборвал блистательный поток картин, чарующих нас дивной красотой, совершенством языка, первичностью ощущения прекрасного.

Врубель оставил более 200 произведений. Среди них - портреты, картины, декоративные панно, иллюстрации, эскизы театральных занавесей, скульптурные произведения, проекты зданий, поражающие по размаху и широте творческого диапазона. Его искусство и сегодня продолжает «будить душу от мелочей будничного величавыми образами».

Начало экскурсии

Вперед

наверх
Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системой