Игорь Эммануилович Воеводский. «О творцах прошлого ...». Встречи с интересными людьми - События и мероприятия Центра - Персональный сайт
Если вместе, мы все сильны!
События и мероприятия Центра
Меню сайта

Поиск по событиям


» События » Встречи с интересными людьми
Игорь Эммануилович Воеводский. «О творцах прошлого ...».

Мы едем к памятникам, которые самые старые у нас в Петербурге, к скульптурам, которым 3,5 тыс. лет.

Вы знаете, что Петербургу 309 лет. А этим скульптурам, Сфинксам из Египта, - 3,5 тысячи лет.

Я хочу около сфинксов вам почитать сказку. Сказку, которую мы начали публиковать в журнале «Автобус».

Уже вышло две части, скоро выйдет третья часть, а всего их будет, скорее всего, 4, а может быть 5, я еще точно не решил, как мы эту сказку разделим. Я даже ещё не знаю, как она окончится.

Изумительные совершенно иллюстрации к этой сказке выполнены молодой совсем художницей, ей 24, наверно, года или 23 даже. Ксюша Островская. Такой удивительный совершенно человек.

Она окончила Петербургский Университет, Институт искусств по специальности «художник керамист», то есть она работает по фарфору и глине.

Уехала в Вену и учится сейчас в Вене в Университете по специальности «книжная графика». Уже несколько персональных выставок было этой художницы и в Петербурге, и в Вене.

Я вам почитаю сказку, потому что она как раз посвящена той самой теме, о которой мы с вами ведём разговор.

«Сказка Петербургской ночи».
Игорь ИВЭ
Рисунки Ксюши Островской

Щелкнув мышкой по журналу, можно его полистать.

А сейчас аккуратно выходим, и посмотрим и на сфинксов, и на грифонов.

Мы с вами о сфинксах, которые стоят на гранитных пьедесталах напротив Академии художеств, говорили уже на прошлой встрече. Говорить мы будем о небольших грифонах, которые украшают пристань.

Они были созданы в 1832 году, когда архитектор К.А. Тон решил установить этих сфинксов и грифонов на большой гранитной пристани с пологим спуском к Неве. Тогда он нарисовал проект пристани и украсил его бронзовыми грифонами.

Бронза - мы знаем, прочный материал, крепкий, металл, но когда тысячи и тысячи людей кладут руки на голову грифонов, опираются локтем, происходит то самое разрушение скульптуры, о котором мы с вами говорили.

И справа, и слева вы видите, у грифонов блестят головы, дотёртые до блеска людьми. Кто-то фотографируется, облокачиваясь на грифона, а теперь добавьте, что на многих сайтах появляются идиотские предложения: для того, чтобы сбылись все ваши желания, возьмитесь правой рукой за зуб левого сфинкса, поставьте ногу на его правую лапу и загадайте желание.

Мало того, что человек трёт руками скульптуры, так он еще и своей подошвой трёт. А на подошве у нас песчинки, это получается не просто гладкий материал, это получается как наждачная бумага. И таким образом всё это разрушается. Так глупо, из-за дурацких поверий люди разрушают работу скульпторов, работу реставраторов.

Я еще не говорил, помимо того, что мы стираем руками, у нас на руках оказывается много бактерий. Поели мы пирожок, на руках остается жир. Поели мы яблоко, на руках остался сок яблочный, а в соке - кислота. Гладя, трогая скульптуры, мы щедро дарим и этот сок, и этих бактерий, переносим их на камень, а они начинают разрушать камень. Поэтому я с такой болью и с таким упорством говорю, «не надо гладить, не надо тереть скульптуры, они от этого разрушаются».

Теперь давайте возвращаться в автобус, поедем дальше.

Были заданы интересные вопросы.

В чьё царствование были поставлены сфинксы?

И второй вопрос - это подарок или приобретение?

Правил страной тогда Николай I, это 1830 год.

Сфинксы были найдены в 1820 году при раскопках в Фивах. Когда-то они украшали аллею сфинксов, ведущую к дворцу Аменхотепа III, фараона XVIII династии, жившего в 1419-1383 годах до нашей эры.

Вскоре их доставили в Александрию для продажи, покупателем оказалось французское правительство. Но за 64 000 рублей сфинксы были уступлены. В 1831 году они оказались приобретены с одобрения Академии художеств и по решению императора Николая I для Санкт-Петербурга русским путешественником А.Н. Муравьёвым.

А.Н.Муравьёв, мыслитель и православный писатель, отправился к гробу Господню, в Иерусалим. По дороге он оказался в Александрии, и случайно увидел одного из этих сфинксов. Он спросил о сфинксе, ему ответили, «вот недавно откопали, и теперь продается».

Это было время, когда после похода по Египту Наполеона, вся Европа была увлечена модой на всё египетское. Поэтому А.Н.Муравьёв понял, что это очень интересные художественные объекты, еще одно - сфинкса продавали сразу.

Своих денег, чтобы купить, у него не было, и он написал письмо своему ближайшему чиновнику-родственнику с предложением купить этих сфинксов для Петербурга. Это был посол России в Турции. Но этот чиновник, как все чиновники, сам решение принимать не брался, поэтому он написал в Петербург. Письмо было направлено Николаю I.

Пока письмо шло, Николай уехал в Европу. Письмо из Петербурга отправили в Европу. Но письма Николая не догнало, Николай вернулся в Россию. И только спустя несколько месяцев, Николай получил письмо и передал его в Академию художеств для решения, есть ли смысл покупать эти скульптуры. И Академия художеств дала ответ - «да, надо покупать».

И пока вся эта переписка шла, сфинксов чуть не купили французы. Они тоже захотели купить, украсить набережные Сены этими скульптурами. И стояли бы они сейчас на берегу Сены, если бы не началась революция 1830 года во Франции, французам стало не до сфинксов.

Поэтому успели сфинксов купить, на кораблях их доставили вокруг всей Европы в Петербург и сначала установили во дворе Академии художеств. А потом в течение двух лет Константин Тон проектирует пристань, на которой их в итоге и установили.

Был вопрос, где можно приобрести журналы «Автобус». Их можно приобрести в киоске «Автобус». Стоит журнал 100 рублей. Следующий номер выйти где-то месяца через полтора. Он будет целиком посвящен Летнему саду.

Я на протяжении июня, июля брал интервью у ведущих сотрудников, которые занимались реставрацией Летнего сада. Если будете читать, постарайтесь понять, что же там произошло в Летнем саду, какой Летний сад мы потеряли, очень многие говорят, что мы потеряли, и какой приобрели. И будет продолжение сказки.

Мы сейчас едем еще к одному памятнику, у которого та же самая проблема - желающие с ним сфотографироваться.

Назад

1 2 3 4

Вперед

наверх
Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системой