Игорь Эммануилович Воеводский. Непостижимый Петербург. Встречи с интересными людьми - События и мероприятия Центра - Персональный сайт
Если вместе, мы все сильны!
События и мероприятия Центра
Меню сайта

Поиск по событиям


» События » Встречи с интересными людьми
Игорь Эммануилович Воеводский. Непостижимый Петербург.

А теперь едем дальше. Я хочу показать, как постройки разных эпох отражают каноны древнегреческой и древнеримской архитектуры. Посмотрите на здания 50-х годов - спустя более 400 лет, мы видим постройки советского периода в стиле Андреа Палладио.

Наведите мышь для просмотра фотографии

Вы знаете, почему улицы на Васильевском острове называются не улицами, а линиями. Петр I предполагал все эти улицы сделать каналами.

Здесь должны были быть прорыты каналы, поэтому не стали давать названия улиц, а ввели номера. Каждая улица имеет два номера: с правой стороны один номер, с левой - другой (например, с правой 13, с левой - 14).

Выезжаем на Петроградскую сторону. И опять мы видим здания в стиле «классицизм». Вот так архитектура, искусство Андреа Палладио вдохновляло и во многом определяло русское зодчество.

Наверно, успех Палладио связан еще и с тем, что он попал в свою эпоху, замечательную эпоху Возрождения.

Эпоха, которая знает много удивительно талантливых людей. Вспомним, Леонардо да Винчи - он был и художником, и скульптором, и поэтом. То же самое можно говорить про Микеланджело - он был выдающимся скульптором и художником. Пожалуй, никогда так не было, как в эпоху Возрождения. И Палладио был одним из таких талантов. Он не просто строил удобные, красивые дворцы, но и размышлял о том, как сделать жизнь человека красивой, достойной.

Слева от нас здание, которое многие хорошо знают. Это Доходный дом страховой компании «Россия» (Доходный дом Первого Российского страхового общества). Архитекторами являются Бенуа, семейство Бенуа - три брата - Л.Н.Бенуа, А.Н.Бенуа Ю.Ю.Бенуа, и А.Гунстом. За счет колоннады дом очень выделяется по сравнению с окружающими постройками. Здание очень большое по размерам, там 16 дворов, соединяющихся друг с другом. Построен в начале XX века, где-то 1903-1905гг.

Едем направо и вернемся уже через Литейный мост.

Справа мы сейчас увидим весьма любопытное здание - в нем располагается театр Лицедеи.

Проедем мимо любопытной части города, связанной с людьми думающими и думавшими о будущем городе, будущем государстве, с людьми, которые вкладывали колоссальные свои средства в развитие российской экономики, науки, прикладной техники.

Я имею в виду Нобелей, Нобелевский городок - это целый комплекс заводских корпусов и домов. Сейчас мы проедем по набережной мимо заводоуправления Механического завода «Людвиг Нобель».

В этом светло-коричневом доме останавливались важные гости и среди них известная вам писательница Сельма Лагерлеф, написавшая «Путешествие Нильса с дикими гусями». И отсюда до самого Лесного проспекта идут заводские корпуса и дома, в которых жили рабочие.

Дальше поедем по улице Чайковского (или Пестеля) до Марсового поля к Мраморному дворцу, там выйдем.

Императорское Училище правоведения.

Среди выпускников училища правоведения числятся писатель И.С.Аксаков, композиторы П.И.Чайковский, А.Н. Серов.

Училище правоведения работало здесь до 1917 года.

Воспитанники этого учебного заведения носили форменный мундир зелёного цвета с жёлтыми петличками и обшлагом.

За такой окрас формы гвардейские офицеры прозвали их «чижиками», а за своеобразный нрав - «пыжиками». Здесь и появилась известная поговорка: «Чижик-пыжик, где ты был?..»

Прямо перед нами Михайловский замок. Знаменитый замок, который строится по приказу Павла I, который мечтал о рыцарях, сам был, действительно, рыцарем по своему складу, человеком благородных идей, человеком, стремившимся служить своему государству. Строит он рыцарский замок, отражающий средневековую архитектуру, но и здесь мы видим элементы палладианства. Посмотрите, какая колоннада украшает вход в замок.

Сейчас мы подъедим к Мраморному дворцу, который строил итальянский архитектор Антонио Ринальди. Немного прогуляемся, посмотрим на двор этого дворца, как он украшен.

Ну, вот мы с вами находимся у Мраморного дворца. Мы уже сюда приезжали, смотрели его в связи с отделкой камнем. Я не буду снова говорить о мраморе, откуда он привезен. Давайте посмотрим на полуколонны и трехчетвертные колонны, которые украшают дворец, они абсолютно классицистические, они идут от Палладио.

Архитектор Ринальди родился в Италии, в Италии учился у Луиджи Ванвителли, архитектора стиля барокко.

Но все они, безусловно, эти итальянцы, знали постройки Палладио, да их знали во всем мире. В Англии увлечение Палладио было очень велико. Один из известнейших английских архитекторов Иниго Джонс считается палладианцем, его архитектура происходит от Палладио. Он стремился в английской архитектуре утвердить принципы классического зодчества - ясность композиции и благородство пропорций.

Наш с вами любимый Джакомо Кваренги, итальянский архитектор, который в Петербурге много строил, прежде чем уехать из Италии в Петербург, он выполнил несколько проектов для Англии в стиле Палладио, потому что англичане были им очень увлечены.

И здесь мы видим колонны не такие, как мы видели на здании горного института.

Посмотрите, как их капители, верхние части, украшены - они очень пышные, торжественные, много всевозможных завитков. Это коринфский стиль.

Если дорический ордер считался мужским, ассоциировался с мужским началом, более мощным, лаконичным, то коринфский - это женское начало, колонны более изящны, более вытянутые, не такие толстые, как дорические, более женственные.

И опять же, как в постройках Палладио, мы видим, что первый этаж такой тяжелый, массивный, и вот эти легкие колонны покоятся на основании нижнего, цокольного этажа, они как бы возносятся больше вверх за счет того, что они опираются на этот массивный грубый первый этаж.

А за спиной у нас фриз, выполненный скульптором П.К.Клодом, которого мы знаем по коням на Аничковом мосту, по памятнику Николаю I у Мариинского дворца.

Изображены всадники, колесницы - это фриз, который называется «Служение коня человеку». Мы видим, как используют люди лошадей, в самых разных случаях: и для охоты, и для войны, и для перевозки тяжестей.

Это служебный корпус Мраморного дворца. Здесь изначально были конюшни, отсюда головы лошадей над окнами второго этажа и этот фриз. Позднее конюшню отсюда убрали, само здание много раз перестраивалось, в очередной раз архитектор Брюллов это делал.

Но вот любопытный вопрос, как вы думаете, почему главный фасад Мраморного дворца повернут ни к Неве, ни к Марсово полю, а именно сюда, во двор, в такое узкое пространство?

Есть какие-нибудь версии?

Строилось это здание во второй половине XYIII века. Здесь, на том месте, где мы с вами стоим, проходил канал. Он шел от Невы до реки Мойки. И сюда к каналу был обращен главный фасад, сюда приплывали на лодках.

Почти до конца XYIII века Петербург был городом, не очень приспособленным для хождения и передвижения посуху, проще было плавать на лодках по Петербургу, так мечтал Петр I.

Топкие берега, болотистые, здесь не всюду пройти можно было, и строить трудно было. Поэтому строили таким образом, чтобы пристань была перед дворцом.

Я еще хочу показать у Аничкова моста здание Кабинета двора. Сейчас можно через этот переулок выехать на Фонтанку, по тому берегу проехаться, потом по Гороховой и обратно.

Впереди слева у нас еще колонны, и снова дорический ордер, самые простые колонны, без каких-либо фигурных капителей.

Это архитектор В.П.Стасов.

Мы видим конюшни, здание Конюшенного ведомства. Центральная часть этого здания - это церковный корпус, церковь Спаса Нерукотворного Образа. Архитектор В.П.Стасов. Фасад здания украсили барельефы «Вход Господень в Иерусалим» и «Несение Креста» выполненные В.И. Демут-Малиновским.

Мы снова проехали мимо Михайловского замка, сейчас увидим еще один его фасад. Там тоже присутствуют колонны, о которых мы сегодня говорили.

Едем мы, чтобы специально посмотреть рядом с Аничковым дворцом на противоположном берегу Фонтанки здание Кабинета двора, построенное Джакомо Кваренги, мы с вами помним, что этот архитектор называл себя «тенью Палладио».

Колоннада, которую мы с вами увидим, безусловно, напоминает построенный Палладио Дворец Вальмарана в Виченце.

Посмотрите, как эффектно это выглядит: идут трехчетвертные колонны, потом вдруг как будто исчезают стены, видна сквозная такая красивая колоннада. Очень похожая колоннада во Дворце Вальмарана в Виченце, построенном Андреа Палладио.

Архитектор Карл Росси создал замечательную площадь - площадь Ломоносова она стала сейчас. И тоже почти все здания на этой площади выполнены в стиле классицизма, их украшают колонны.

И через несколько зданий слева от нас будет похожая площадь, с желтыми зданиями, с белыми колоннами.

И постройка конца XYIII века - Казармы местных войск. Через минуту мы увидим, только, кажется, там часть фасадов скрыта лесами. Архитектор Ф.И.Волков, 1780-е годы.

Посмотрите, сколько мы объехали зданий - и XYII века, и XYIII века, XIX века, начала XX века, середина XX века - уже екатерининский классицизм пропитан палладианством, а его отголоски слышны до конца николаевской эпохи.

Палладианские мотивы становятся для Петербурга до такой степени привычными. Неоклассицизм начала двадцатого века тоже черпал вдохновение у Палладио.

Сооружения, спроектированные по Палладио, весьма органичны и красивы. «Красота возникает из грациозной формы и соотношения различных частей между собой и общего к частному, потому что здания, подобно красивому человеческому телу, не должны иметь ничего лишнего и все в них должно быть пропорционально и уместно». Так писал Палладио.

Назад

1  2  3  4  5  6  7

наверх
Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системой