Игорь Эммануилович Воеводский. Третья экскурсия. Встречи с интересными людьми - События и мероприятия Центра - Персональный сайт
Если вместе, мы все сильны!
События и мероприятия Центра
Меню сайта

Поиск по событиям


» События » Встречи с интересными людьми
Игорь Эммануилович Воеводский. Третья экскурсия.

Искусно использовал финский морской гранит двух цветов - серого и розового К.Росси при создании ансамбля зданий на Дворцовой площади.

Росси пришлось решать сложную инженерную задачу - не разрушая четырехэтажные здания, возведенные в 1760-80-х годах по проектам Ю.М.Фельтена и других архитекторов превратить их в единую систему корпусов Главного штаба.

В 1823 году фельтеновские здания были перестроены. В 1824 году было возведено восточное крыло ансамбля - здание министерств, выходящее фасадами на площадь и на набережную Мойки. Затем были воздвигнуты арки над выходом Большой Морской улицы на площадь. Работы были окончены в 1829 году.

В 1845-46 годах в ансамбль зданий Главного штаба влился дом Вольного экономического общества, выходивший фасадами на площадь и на Невский проспект. Дом не был разрушен, его перестроили по проекту архитектора И.Д.Черника. Так завершилось формирование величественного ансамбля Дворцовой площади. Ряд перестроенных зданий воспринимается сейчас как единое целое.

К.Росси облицевал цоколь здания Главного штаба светло-серым сортом финского морского гранита, а цоколь симметричного здания Министерств финансов и иностранных дел - розовым.

Под аркой Главного штаба и противоположных ее флангах гранит тоже разный - светло-серый и розовый. В облицовке цоколя второстепенного для ансамбля корпуса, выходящего на Мойку, К.Росси использовал Путиловский плитчатый известняк, а И.Д.Черник, приспосабливая для Главного штаба угловой дом у Невского, облицевал его цоколь розовым гранитом. Так в подборе типа камня, его цвета проявилось тонкое понимание архитекторами стиля, проявилось их чувство ансамбля, их умение, не разрушая старого, создавать новое.

Ствол (фуст) Александровской колонны на Дворцовой площади известен как образец крупнейшего каменного монолита. Фуст высечен из единого куска розового финского морского гранита.

Вес фуста 704 тонны. Его высота 25,58 м (это точно 84 фута), диаметр внизу - 3,66 (это точно 12 футов), вверху - 3,15 м.

Предполагалось использовать её в качестве колонны для Исаакиевского собора, однако, получив монолит более длинный, чем необходимо, было принято решение о его использовании на Дворцовой площади.

До Санкт-Петербурга её доставили на специальном судне, которое буксировали два парохода. Установили её на постамент всего за 1 час 45 минут, участвовали в этом 2400 солдат.

Уменьшение диаметра вверх (энтазис) - это древнейший архитектурный прием, используемый для создания эффекта большей лёгкости и стройности. Также удачно подысканы пропорции, 84:12, т.е. 7:1. Колонна кажется лёгкой.

Гранит был добыт в каменоломне Питерлахти (Питерлакс) в Финляндии, между Выборгом и Хаминой (Фридрихсгамом).

Александровская колонна прекрасно смотрится в открытом пространстве центральных площадей Петербурга и видна издалека в разных ракурсах.

Александровская колонна всегда вспоминается сочетанием камня и бронзы - в фигуре Ангела, в украшениях её капители и рельефах постаментов. Красный цвет гранита привычно для старого петербуржца оттенялся серо-чёрным с зеленью металлом - был использован обычный при создании памятников из гранита и бронзы художественный контрастно-колористический, своего рода традиционный прием.

Скульптура ангела работы скульптора Б. Орловского расположена на вершине колонны. Лицу ангела он придал черты Александра I.

Колонна не врыта в землю и не укреплена на фундаменте. Она держится только за счёт точного расчёта и своего веса. Это самая высокая в мире триумфальная колонна.

В первое время после установки колонны многие дамы боялись находиться рядом с ней, предполагая, что она может в любой момент упасть. Кареты часто объезжали площадь по периметру. Однако даже во время блокады Ленинграда, когда рядом падали снаряды, колонна устояла.

О тайнах и странностях Александровской колонны.

Что же странного в орлах, восседающих на четырёх углах постамента? На них нет никаких геральдических символов. Таится за этим загадка или это просто случайность? Чтобы понять это, вспомним о других императорских памятниках.

Памятники императорам России издавна украшают площади Петербурга. Они созданы в разное время. Обратимся к тем памятникам, которые были установлены в царское время. Старых официальных (государственных) памятников императорам пять - Медный всадник, статуя Петра I перед Михайловским замком, памятник Екатерине II, Александровская колонна и памятник Николаю I.

На голову «Медного всадника» - Петра I - возложен лавровый венок, императорский символ величия. На плечах его - мантия, в деснице - императорский жезл.

На пьедестале, Гром-камне, читаем: «ПЕТРУ перъвому ЕКАТЕРИНА вторая лета 1782»; и то же по-латыни: «PETRO Prima CATHARINA Secunda MDCCLXXXII».

Те же императорские символы мы видим на конной статуе Петра у Михайловского замка. Кроме того, здесь на пьедестале, над надписью, сделанной по повелению Павла I - «Прадеду правнук» - укреплен государственный герб России. Это, конечно же, двуглавый орёл с короной, а крест - мальтийский, таким он был в Павловское время. На груди орла, как и положено - щиток с «ездцом» - Георгием Победоносцем.

Памятник Екатерине II в Екатерининском садике словно бы создан для почитателей царской символики. Здесь есть всё - и Большая корона Российской империи на торце пьедестала, и скипетр и лавровый венок на голове, а другой - в руке императрицы; по поверхности императорской мантии разбросаны миниатюрные государственные гербы России, т.е. двуглавые орлы с распростёртыми крыльями и щитком на каждом из них, со скипетром и державой в лапках, с короной над головами орла.

Надпись на пьедестале: «Императрице Екатерине IIй, в царствование императора Александра IIго, 1873 г.»

Памятник Николаю I особенно богат изображениями гербов. Громадный двуглавый орёл, широко раскинувший и поднявший крылья, помещён на вершине пьедестала, как раз над надписью «Николаю I, Императору Всероссийскому, 1859». Головы орлов венчают короны с крестами, а над ними парит большая корона, также увенчанная крестом. Грудь орла прикрыта щитком с ездцом. На крыльях орла изображены гербы земель России того времени: царств Казанского, Астраханского и Сибирского на правом крыле - и царств Польского, Таврического и Великого княжества Финляндского на левом. В когтях орёл держит скипетр и державу.

Во времена, когда устанавливали Александровскую колонну российский герб выглядел несколько иначе - крылья орлов были не подняты, а опущены.

Колонна была торжественно открыта 30-го августа 1834 года как памятник императору Александру I. Правда, старшее поколение привыкло к другой историографической трактовке, почерпнутой из советских учебников истории - что это памятник русскому народу, победившему в войне с Наполеоном.

В специальном углублении в пьедестале под Александровской колонной скрыта шкатулка. В ней есть закладная пластина с надписью: «В лето от Рождества Христова 1831 начато сооружение памятника, воздвигаемого императору Александру…». На самом пьедестале колонны читаем слова - «Александру Благословенному благодарная Россия». Это совсем непохоже на процитированные выше посвящения на других памятниках. К тому же, нет герба России (который со времён Павла был принят также родовым гербом русских императоров). И совсем удивительны орлы. Они двуглавые и с раскинутыми, но, как говорилось, опущенными крыльями - именно так они изображались на государственном гербе России во время Александра I, но нет щитка особой формы, с заострённым верхом, и изображения Георгия Победоносца на груди орла, нет корон и, наконец, нет тех атрибутов, которые изображались тогда на гербе, это - пучки стрел, ленты, венки и факел. Почему так странны и так значительны отклонения от традиции в изображении государственных символов на этом памятнике? В геральдике не бывает случайностей и вольностей.

На память невольно приходит история обстоятельств смерти Александра I и легенда о её инсценировке в Таганроге. Литература по этой теме обширна.

Известно несовпадение высоких замыслов Александра I в начале царствования и его поступков в дальнейшем. Противоречивость личности Александра постепенно отчуждала его от бывших единомышленников. Нельзя не учитывать и возможных противоречивых настроений императора, и противоречивых чувств в его душе. Александр тяготился своим ранним (в 16 лет) браком с Елизаветой Алексеевной. Известно, что особой приязни между супругами не было. На императора тяжело повлияла смерть обоих детей, а также смерть четырех его внебрачных дочерей. Тяжелым моральным грузом было и сознание того, что он взошёл на престол через насильственную смерть отца. Александр был глубоко и искренне верующий человек, не раз приезжал на Валаам, посещал старцев, молился в уединении. Известно, что Александр намеревался отречься от престола и желал передать трон молодому, энергичному своему брату Николаю, хотя по закону о престолонаследии на трон должен был вступать старший брат Константин. Желание Александра было отражено им в специальном - необнародованном - Манифесте, хранившемся в тайнике Успенского собора (как известно, Константин после смерти Александра отказался занять трон, и Николай вступил на престол законно).

Легенда об инсценированной смерти Александра, которая до сих пор популярна у некоторых историков, не была, возможно, легендой для царской семьи. Если Александр действительно не умер в 1825 году, а «превратился» в старца Феодора Кузьмича», то об этом наверняка знали и Елизавета Алексеевна, и Николай. И тогда император Николай, ставя памятник императору-брату, оказывался в сложной ситуации. Ставить памятник живому, как усопшему - грех. Но памятник императору-победителю должен был быть воздвигнут. Возможно, потому орлы у Александровской колонны оказались без короны и герба, то есть остались символами империи, но не почившего уже императора.

Чугунная ограда с «оголенными» орлами вокруг Александровской колонны была поставлена в 1836 году.

К сожалению, ни на старинных гравюрах, ни на рисунках или фотографиях орлов почти не разглядеть. Ограду сняли в 1922-м, а в 2003-м году она была воссоздана. Орлов прорисовали, но потом их рисунок изменили. Сейчас на ограде два типа орлов - большие и малые. И оба не отвечают в точности изображениям орла на гербе России (и родовом гербе императоров) времён Александра I, как и было в момент установки колонны.

Так и останется неясным, кому же воздвигал Николай I памятник - усопшему брату-императору или живому, но уже не императору? Вряд ли кто-то когда-то узнает истину. Известна версия и о замене останков в могиле в Петропавловском соборе уже после смерти сибирского старца «Феодора Козмича», но она документально не подтверждена.

Назад

1  2  3  4  5  6  7

Вперед

наверх
Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системой