Игорь Эммануилович Воеводский. Третья экскурсия. Встречи с интересными людьми - События и мероприятия Центра - Персональный сайт
Если вместе, мы все сильны!
События и мероприятия Центра
Меню сайта

Поиск по событиям


» События » Встречи с интересными людьми
Игорь Эммануилович Воеводский. Третья экскурсия.

Гранитная глыба - Камень-Гром - стала постаментом «Медного всадника», открытого в 1782 году.

Памятник решено было установить на цельном камне в форме волны: в память о том, что именно Петр Великий завоевал для России выход к морю. Подходящий камень был найден в 1768 году в поселке Лахта на берегу Финского залива. Камень, весящий 1600 тонн, был прозван «гром-камнем». Доставка огромного камня к месту закладки памятника заняла 9 месяцев: 400 человек с помощью специальных устройств сначала тащили камень по земле, а затем, на барже, переправляли его по воде. В течение этого долгого пути десятки мастеров-каменотесов придавали камню задуманную скульптором форму. Сама императрица Екатерина II несколько раз лично осматривала камень и устройства для его транспортировки.

Таинственный и овеянный легендами Михайловский (Инженерный) замок является одним из наиболее ярких примеров использования во времена классицизма природного камня во внешнем декоре здания.

Свежий камень после реставрации: розовый тивдийский мрамор - колонны, русты стен, плиты средней части постамента памятника, плита под скульптурой Петра; белый мрамор - обелиски и рыцарские доспехи; ювенский полосатый чёрно-белый мрамор - филёнки между рустами первого этажа; пудостский камень - горельеф тимпана; сердобольский серый гранит - цоколь здания, цоколь постамента памятника; финский розовый морской гранит - ступени постамента памятника; шокшинский кварцит - плоскость фриза.

Все четыре фасада задуманы разными, трудно отдать предпочтение красоте какого-то из них.

Но, пожалуй, наиболее торжественным является оформление южного фасада с его громадными воротами во внутренний двор, через который въезжали кареты гостей, направлявшихся на прием.

В 1801 году перед въездом в замок, в центре площади Коннетабля был установлен памятник Петру I - первый конный памятник, созданный в России. Он был отлит в бронзе еще в 1746 году по модели скульптора Б.Растрелли, но несколько десятилетий оставался в мастерской. Медный всадник был создан спустя три десятилетия, но установлен и открыт раньше.

Пьедестал памятника перед Михайловским замком облицован мраморами - розовым белогорским (тивдийским) и серым рускеальским, а также серым сердобольским гранитом, ступени к памятнику высечены из финского розового морского гранита.

Цокольный этаж Михайловского замка по всему периметру облицован громадными блоками тёмно-серого сердобольского гранита, мелкозернистого и однородного по строению.

Тёмный камень создает впечатление прочности, незыблемости замка и в то же время, несмотря на высоту и массивность цоколя, не только не подавляет красоту стен замка, но, наоборот, подчеркивает и оттеняет гамму цветов штукатурки и мраморов в декоре фасадов здания.

Фасад в сторону Летнего сада решён скромнее: десять парных колонн из белогорского мрамора поддерживают открытую террасу. Высокий аттик декорирован мраморной скульптурой и барельефами. Величественная лестница со ступенями из серого сердобольского гранита фланкируется бронзовыми статуями Геркулеса и Флоры.

Вернемся к южному фасаду. Его центр выделен портиком с парадным въездом во внутренний двор.

Колонны и пилястры ионического ордера высечены из бледно-розового белогорского (тивдийского) мрамора.

Нижняя часть портика выложена рустованными плитами серого рускеальского мрамора, в которые врезаны вставки эффектного ювенского чёрно-белого полосатого мрамора. Рускеальским мрамором облицованы и ниши портика, где ранее стояли мраморные статуи. Из этого же мрамора сделаны базы для колонн, пилястр и карниз здания.

В тимпане фронтона южного портика размещен громадный по своей площади рельеф «История заносит на свои скрижали славу России». Он изваян в природном камне в 1798-1799 годах, его авторами являются итальянские скульпторы братья Пьетро и Джоакино Стаджи.

В искусствоведческой и исторической литературе имеются значительные разночтения по поводу того, что это за камень, откуда он был доставлен, монолитный он или составной.

В 2001 году при производстве работ по ремонту и реставрации Михайловского замка настоятельно требовалось решить вопрос о природе камня.

Рельеф оказался составным, он собран из большого числа каменных блоков разного размера. Стыки заполнены известковым раствором. Поверхность всего рельефа затёрта и тоже покрыта раствором. В целом же высокое качество и искусность работы каменных дел мастеров создали ощущение его монолитности. При взгляде на него с любой точки с уровня земли рельеф выглядит высеченным из одной плиты и кажется плотным, как мрамор.

По результатам обследования камень во всех деталях рельефа, блоках, элементах скульптуры оказался одним и тем же. Это известняк. В свежих сколах он имеет серовато-желтоватый цвет, сильно порист. Как оказалось, камень рельефа тимпана полностью аналогичен эталонным образцам пудостского камня.

Назад

1  2  3  4  5  6  7

Вперед

наверх
Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системой