Если вместе, мы все сильны!
События и мероприятия Центра
Меню сайта

Поиск по событиям


» События » Встречи с интересными людьми
Александра Ивановна Дубровина.

КОГДА КУКЛА НЕ БЫЛА ИГРУШКОЙ.

Мистические свойства кукол известны не одно тысячелетие. Куклы для разнообразных ритуалов: фигурки божеств и духов, обереги, фетиши, талисманы - издревле сопровождают человека. Люди верили в некую загадочную и деятельную силу, исходящую от кукол.

Самая яркая и выразительная языческая обрядовость - карнавальная. Король карнавала у каждого народа изображался по-своему, но куклы и чучела неизменно принимали участие во всех празднествах.

В древних цивилизациях Египта, Греции, Рима куклы - статуи божества почитались как их земное воплощение. Им поклонялись, им приносили жертвы, к ним возносили мольбы о долгой жизни, богатом урожае и здоровом потомстве. Считалось, что куклы-божества способны исцелять людей.

Только во Вьетнаме можно увидеть театр на плотах. Куклы, прикрепленные к небольшим плотикам, плавают по глади неглубокой речки, канала или залитого водой рисового поля. Но чаще всего театр на плотах устраивается на пруду, ведь пруд - неотъемлемая часть вьетнамской деревни.

Метровых кукол изготовляют из легкого дерева и ярко раскрашивают. Кукловод двигает бамбуковым шестом, соединенным с плотиком, и тогда куклы сходятся и расходятся, поворачиваются друг к другу. Шест настолько длинный, что кукловод, скрытый от зрителей бамбуковой загородкой, иной раз сидит на берегу метрах в двадцати от места представления. На шесть-десять кукол приходится два кукловода. За загородкой находятся и два музыканта: один играет на барабане или свирели, а второй - на струнном инструменте да к тому же обычно еще и поет.

На Востоке встречаются необычные, экзотические куклы. В Тибете их, как и декорации театра, делают из затвердевшего на холоде сливочного масла. Кукол - масляных жертв монахи лепят в холодном помещении, окуная руки в ледяную воду, чтобы масло не размягчалось. Готовых кукол живописцы раскрашивают в пять традиционных цветов: белый, желтый, синий, красный и черный, добавляя золото. Для каждого ритуала-представления изготовляют новых кукол, а старых - выбрасывают воронам или растапливают, а масло продают как лекарство от недугов.

Японию называют страной десяти тысяч кукол.

Один из самых желанных новогодних подарков, обещающих исполнение надежд, - кукла дарума красного цвета в виде божества буддийского пантеона, попавшего в Японию из Индии.

Она изготовляется из дерева или папье-маше и похожа на русскую неваляшку - имеет только голову и туловище. Необычная форма куклы связана с ее легендарным прототипом - Бодхидхармой (Дарумой). У дарумы нет рук и ног, так как когда-то индийский священник Бодхидхарма (в японском произношении «Бодай дарума» или «Дарума) провел девять лет неподвижно в медитации в пещере, после чего у него отказали руки и ноги. Игрушка стала символом стойкости - как ее ни поставь, она всегда выпрямится.

Размер дарумы варьируется от голубиного яйца до огромного арбуза, но во всех случаях у нее пустые глазницы: приобретя куклу, обладатель загадывает желание и сам рисует ей один глаз; второй нужно будет подрисовать, когда задуманное осуществится. Если желание не исполнится, куклу выбрасывают или сжигают во дворе храма в первый день следующего года.

Из головы и туловища состоит и другая типично японская кукла - кокэси. После Второй мировой войны эти деревянные фигурки начали делать по всей Японии, и они стали национальным сувениром, как русская матрешка.

Традиционные кокэси имеют одиннадцать разновидностей: тогатта, наруко, сакунами, ямагата, наибу и др., отличающиеся формой, рисунком и деталями, в зависимости от той местности, где они выполнены

Японцы издавна преклоняются перед природой и сохраняют обычаи любования луной, цветущими деревьями, красными листьями клена, цветами.

Один из самых любимых цветов - последний цветок года, хризантема. Их в Японии более пяти тысяч видом. Из хризантем, причем не из срезанных, а из растущих, японцы создают изумительных кукол, изображающих народных героев, знаменитых актеров, персонажей телепередач. Утром и вечером растения поливают, и они сохраняют свежесть в течение месяца. Основу кукол обычно делают из бамбука, лица, ноги и руки - из воска, а из цветков и листьев хризантем разных цветов и оттенков выполняют костюмы и детали пейзажа: горы, водопады, храмы.

Самая дорогая реликвия в японской семье, залог продолжения рода и его благополучия - обрядовые куклы хина. С ними не расстаются даже в трудные минуты жизни: в 1945 г. во время бомбардировок из горящих домов японцы в первую очередь выносили этих кукол.

Главное богатство и приданое японской девушки - полочка с куклами хина. Она получает их при рождении; взрослея, каждый год отмечает праздник Хина-Мацури в третий день третьего лунного месяца; выходя замуж, берет кукол с собой, а потом передает своей дочери.

Хина-Мацури - Праздник любования куклами, или Праздник девочек, называемый также Праздник цветения персика, Праздник первого дня змеи, - один из самых радостных в Японии.

В прежние времена это был ритуал избавления от болезней и несчастий: на небольших бумажных кукол нагаси-бина, мальчика и девочку, магически переносили все беды, после чего жертву-заместителя бросали в реку, сжигали или зарывали в землю. На смену бумажным куклам пришли глиняные и деревянные; их уже не выбрасывали, а хранили на полках, что породило обряд, связанный с любованием куклами и превратившийся во второй четверти XYIII столетия в национальный праздник.

В качестве украшения интерьеров и кукол для любования в Японии можно встретить как персонажей театров Но и Кабуки, так и придворных дам утонченной эпохи Хэйан (YIII-XIIвв.), наряженных в церемониальные костюмы «дзюни хитоэ» (платьев двенадцать слоев).

Куклы в Японии приобрели статус своеобразного вида искусства, а лучшие мастера-кукольники удостаиваются титула «живое национальное сокровище».

Современная японская авторская кукла сохраняет традиции прошлого, представляет японский национальный костюм.

Чудо превращения камня, деревяшки, тряпочки, кусочка кожи в подобие живого существа издревле притягивало человека и послужило основой для создания театра играющих кукол, бесконечно разнообразного в жанрах, формах и приемах.

Самые распространенные и, вероятно, самые древние театральные куклы - марионетки.

Профессиональный театр кукол возник почти сразу после окончания Первой мировой войны.

В 1918г. художники И.С. и Н.Я. Ефимовы основали кукольный театр в Москве. В 1924 году в Ленинграде появился Театр петрушек во главе с Е.С. Деммени. Но подлинным началом профессионального театра кукол в России стало открытие в 1931 г. в Москве театра Сергея Образцова (ныне Государственный академический центральный театр кукол имени С.В.Образцова.

Назад

Программа встречи

Вперед

наверх
Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системой