Меню сайта |
|
|
|
Поиск по событиям |
|
|
|
|
» События
» Встречи с интересными людьми
Александра Ивановна Дубровина.
ПОВЕЛИТЕЛИ КУКОЛ.
КУКЛЫ А.ДУБРОВИНОЙ.
Судьба и предназначение куклы породили бесконечное множество её видов и форм. Но есть куклы, чья функциональность и практическая польза не имеют значения; они живут по законам высокого искусства, запечатлев в себе глубокий смысл, безукоризненную красоту и выразительность форм. Эти куклы, подлинные произведения искусства, задумываются и рождаются, подобно живописи или музыке, и главное в их
природе - художественный
образ.
Именно художественные авторские творения способны расширить обыденные представления о месте и роли куклы до поистине фантастических пределов.
Мир авторской куклы - это своеобразная мастерская, где, подобно от-кутюр в моде, создаются самые необычные и удивительные образы, питающие идеями безграничное кукольное царство.
Творческие поиски мастеров сосредоточены вокруг главной проблемы в искусстве куклы - проблемы подобия человеку. Должна ли кукла быть нашей копией или, напротив, в её природе заложена способность делать то, на что человек не способен, например, мгновенно менять форму или управлять несколькими парами рук и ног…
Из огромного мира художественной куклы мы, ни в коей мере не претендуя на всеохватность, выбрали лишь несколько образов, чтобы показать беспредельность пластики и внутренней выразительности этого необыкновенного искусства.
|
ИГРУШКИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ.
Куклы петербургского мастера Александры Дубровиной - потрясающий сплав безудержной фантазии, тончайшего мастерства и бесчисленных пластов художественных реминисценций.
Положив на ладонь маленькую фигурку, напоминающую чудесную драгоценность, невозможно поверить, что она создана человеческими руками.
|
В прямом смысле слова её и куклой-то сложно назвать. В фигурках проступает таинственным образом возрождённое древнее магическое начало - служить амулетом или оберегом. Хочется прижать к сердцу и уже не расставаться никогда.
Но это лишь первое впечатление: постепенно начинаешь понимать, что куклы несут в себе нечто гораздо большее. В них присутствует родство с эстетикой и духом русского Серебряного века, воспоминание о художественных принципах «Мира искусства».
Куклы Дубровиной существуют на грани классического театрального искусства и весёлого мира ярмарочного балагана. Их фонтанирующая, брызжущая
через
край,
словно
саморождающаяся
форма на самом деле есть сплав безукоризненной точности композиции, изысканности силуэта и линий, безупречности пропорций, гармонии и буйства цвета.
При всем изобилии декора, иногда сплошь покрывающего тела кукол, они кажутся лёгкими и воздушными, словно парящими над суетой жизни.
|
|
Александра Дубровина собрала воедино все роли и маски куклы, смешала и переплавила их в котле творческого воображения, подобно средневековому алхимику.
Так на свет появились неправдоподобные, яркие куклы, мир которых напоминает пёстрый карнавал, слитый воедино с тонкой эстетствующей изысканностью ушедшей эпохи Серебряного века.
Каждая кукла - неповторима. Кажется, сама природа не могла бы создать такое разнообразие форм. Здесь ангелы и вельможи, дамы и кавалеры, шуты и скоморохи, щелкуны, сказочные существа, звери
- целое
кукольное царство.
|
Родились эти дивные существа благодаря тому, что однажды мастер, известный театральный художник (по её эскизам сделаны десятки костюмов к постановкам Петербургского театра комедии, театра имени В.Ф.Комиссаржевской, театра музыкальной комедии, Детского ледового театра и др.) захотела во плоти увидеть задуманный костюм и… сделала трех куколок. За короткий срок появилось около тысячи моделей кукол, исполненных
в
различных
техниках
и материалах.
Александра Дубровина окончила Ленинградский театральный институт и вскоре уже работала в Большом драматическом театре и в Молодёжном театре на Фонтанке. Через десять лет она вернулась в институт в качестве преподавателя. Но лишь занятия куклой полностью раскрыло ее индивидуальность и принесло ей творческую независимость.
|
|
Театральность, заложенная в самой природе кукол Дубровиной, ведёт своё начало от профессионального театра со свойственными ему жёсткими правилами воздействия и восприятия, где всё - образность и художественная условность. И от Карнавала Жизни, где всё перемешано и безусловно, как сама любовь.
При всем своём сходстве с ярмарочными, балаганными персонажами куклы Дубровиной необыкновенно глубоки и сложны. Недаром их иногда называют игрушками для взрослых. А внешняя
обманчивая незатейливость подобна самой жизни, умеющей
облекаться покровами простоты и безыскусности, повествуя
о
величии и тайне
бытия.
|
Куклы Александры Дубровиной экспонировались во многих странах мира - США, Японии, Австралии, Южной Африке, европейских государствах. Её работы выставлялись в Летнем дворце и Русском музее в Петербурге.
(по материалам книги «Куклы мира. Самые красивые и знаменитые». Москва. Аванта. 2005)
|
|
|