Если вместе, мы все сильны!
События и мероприятия Центра
Меню сайта

Поиск по событиям


» События » Встречи с интересными людьми
Наталья Никитична Чарушина.

НИКИТА ЕВГЕНЬЕВИЧ ЧАРУШИН

Родился 8 июля 1934 года в городе Ленинграде в семье художника и писателя Евгения Ивановича Чарушина. В 1953 году окончил среднюю художественную школу, а в 1960 году - живописный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. В 1959 году впервые обратился к книжной графике. С этого времени начинает работать в издательстве «Детская литература», в журналах «Мурзилка», «Веселые картинки», «Нева». С 1962 года участвует в зональных, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках. В 1965 году становится членом Ленинградского отделения Союза художников СССР. Занимается вопросами эстетического воспитания детей. Заслуженный художник РСФСР, лауреат всероссийских, всесоюзных, международных конкурсов детской книги, имеет дипломы, золотые и серебряные медали. Занимался книжной иллюстрацией, литографией, станковым рисунком. Скончался в 2001 году.

Никита Евгеньевич Чарушин известен в советском искусстве как художник, посвятивший свое творчество анималистической детской книге.

Работая в данной области, он всегда остается преданным традициям Ленинградской школы книжной графики для детей. И это не случайно. Чарушин рос и формировался в среде ее основателей. Первым учителем был отец. Как вспоминает Никита Евгеньевич: «Отец никогда не был педагогом, но он удивительно умел владеть контактом с детьми». В общении с отцом выработалась потребность в ежедневных занятиях рисованием. С четырех лет будущий художник участвовал на детских выставках.

Учился Чарушин в средней художественной школе, а затем в Академии художеств на живописном отделении. После окончания Академии для молодого художника наступил сложный период поисков своего пути в искусстве. Он вспоминает: «Я обернулся к прошлому после смерти отца, но не вдруг... Я разбирал свои детские работы и понял, что могу двигаться своим путем. Сильной встряской для меня была встреча заново с работами Курдова, Лебедева, Конашевича, Тырсы, Лапшина, с работами отца и Васнецова, с художниками той среды, где я жил и существовал».

Важным для Чарушина были встречи с В.В. Лебедевым. Два года общения с другом и единомышленником отца дали ему очень многое в понимании искусства. Лебедев частенько говорил: «Рисовать просто так нельзя - это нелепость. Нужно ставить определенную задачу, чтобы рисование переходило в разряд искусства...» Чарушин хорошо усвоил это. Рисунок стал для него одним из путей овладения знаниями о природе. Художник был убежден, что рисование с натуры должно быть творческим осмыслением пластических уроков природы. Он рано начал ходить с отцом на охоту, что значительно обострило его внимание и наблюдательность. «Когда я вижу ветку или комочек птицы на ветке, - рассказывает он, - я хочу знать, что это за птица - зяблик, дикий голубь или дрозд. Это идет уже пластическое наблюдение».

Результаты такого наблюдения проявлялись в книжных образах животных Никиты Чарушина.

В ранней книге художника «Моя первая зоология» автор обозначает в образе зверя его главные пластические особенности, по которым он сразу должен узнаваться. В рыси, например, повадки кошки переданы мягкими формами тела, широкими, как бы неслышно ступающими лапами и всей устремленностью животного вперед.

Сама организация листа, его заполненность подчинены раскрытию характера зверя. Изображение хрупких елочек в контрасте с толстым стволом сломанного дерева и дикой кошкой, усиливает момент опасности, о которой предупреждает писатель Евгений Чарушин.

Этапной работой в творчестве художника стала книга «Невиданные звери». Здесь он выступил и как иллюстратор, и как автор текста. Книжка посвящена давно исчезнувшим животным. Художник хотел добиться не столько точного их изображения, сколько создать образы зверей. Работа была связана с долгими поисками путей решения этой сложной задачи. Однажды в литографской мастерской, обратив внимание на шуршание карандаша по камню, Чарушин пришел к мысли сделать зверей как палеонтологические отпечатки с камней, сопроводив их короткими надписями.

«Невиданные звери» - это был опыт мучительного вживания в организм книги. Предстояло решить проблему взаимоотношения пространства, рисунка и текста. «Рисунки состояли из кусочков, - рассказывает автор. - Я их двигал по листу, искал точное для них место, утрясал изображенное с текстом». Художник работал над фактурой, характером силуэтов, сохраняя условность изображения.

В произведениях Никиты Чарушина с самого начала определяются характерные черты, которые, развиваясь, будут отличать этого художника. Изображая зверей и птиц в рассказе или сказке, он никогда их не очеловечивает. Его звери живут в реальной природе по своим законам. Художник стремится донести это до читателя. Он создает образ, основываясь на своих наблюдениях.

Рассуждая о традициях анималистики, автор говорит о сочетании в них требований жанра и общехудожественных пластических и образных задач. «Можно рисовать натурально, - отмечает Чарушин, - это не так трудно. А чтобы добавить в рисунок свое, для себя необходимое, нужно иметь особое видение мира. Так, растения растут из одного корня, а стебли разные. К этому стремлюсь». Он постоянно стремится к познанию мира. Поэтому не случайно его обращение к станковой графике. Художник выполняет отдельные литографские цветные листы, работает также акварелью и гуашью, темперой и тушью. Он создает пейзажи, в которых, как правило, изображает значительные пространства земли. Случайный зверь или птица в таком пейзаже говорят о скрытой жизни в лесах и болотах. Отсюда ощущение первозданности природы, которое обостряется при обобщенном пластическом и цветовом решении.

Цветовая гамма строится на тонких тональных отношениях с преобладанием одного тона, характерного для данного состояния природы и конкретной местности («Озеро Хеппо-Ярви», «Моховое болото»).

Со временем Чарушин приходит к новому пониманию пейзажного образа. Он воспринимает землю как планету и изображает ее с разных точек зрения («Тундра», «Весна», «Первый снег», «Моховое болото», 1991 г.).

Такой пространственный подход к композициям заставил обратиться к несколько иным колористическим приемам. Краски перетекают одна в другую, создавая удивительно тонкую цветовую гармонию. Порой изысканность цвета и формы подсказывает сама природа. Художник подмечает, что у каждого зверя или цветка есть свое эстетическое содержание. Автор стремится отразить его и в анималистических произведениях. В листах «Танцующий журавль» или «Казарки» эстетизированная форма, идущая от пластически изысканной природной формы, раскрывает своеобразие этих птиц.

Чарушин, создавая образы животных, не отрывает их от среды. Передавая ее условно, лишь штрихами, он заставляет ощутить зависимость зверей и птиц от сил природы. Особенно это хорошо прочитывается в иллюстрациях к книгам Н. Сладкова «С севера на юг» и В. Бианки «На Великом морском пути».

В них, воплотив свои пейзажные искания, он добивается цельности в соединении формы, содержания и образа.

Перед художником стояла сложная задача - избежать повторов, раскрывая одну картину природы за другой. Каждый раз он искал «какую-то остроту» в решении, стремясь к самому главному, чтобы созданные им художественные образы органично вошли в ткань литературного произведения. Это в полной мере относится также к одной из последних работ Чарушина «Рассказы и сказки» В. Бианки.

Художник мыслит книгу как целостный организм, учитывая единство всех компонентов. Она должна быть и «нарядно-декоративна, и выразительно-иллюстративна, и занимательно-повествовательна». Книга должна легко восприниматься детским читателем. Автор прикладывает для этого и свою творческую фантазию, и свои знания. Он вводит ребенка в прекрасный мир природы, помогая понять красоту и сложность его. Художник точен в изображении разных видов птиц, насекомых и зверей. Среда, в которой они живут, реальна и многоцветна. При обобщенности и условности решения Чарушин позволяет увидеть маленькому читателю ее разнообразие: кузнечиков в траве, гусениц на веточках, бабочек на деревьях, жуков, птиц. Все слилось с природой и «стало как на загадочной картинке». Ребенок удивляется и радуется вместе с героями рассказов. Персонажи у Бианки действуют и говорят, поэтому природа раскрывается Чарушиным через их восприятие. Порой, она приобретает почти сказочный характер, как в развороте, изображающем подводный мир в рассказе «Где раки зимуют». Каждую страницу с текстом автор сопровождает полосными иллюстрациями с изображением всех персонажей. Ребенок получает возможность не только читать, но и внимательно разглядывать героев книги, узнавая и их повадки.

Большую роль в работе над иллюстрациями Чарушин отводит эстетической стороне, помня всегда, что впервые с искусством ребенок встречается в книге. «Воспитание художественного восприятия через иллюстрацию, - считает автор, - есть воспитание активного творческого отношения к жизни». Искусство художника Чарушина призвано выполнить такую задачу.

И служит ему высокий профессионализм, включающий в себя умение добиться цельного образа, совершенство техники исполнения, доскональные знания мира природы. Но, наверное, этого было бы недостаточно художнику, не сохрани он способность удивляться. «Я не понимаю тех людей, - говорит он, - кто потребительски относится к природе, не видит в ней ничего удивительного. А это удивительное мне помогает жить в искусстве».

И. Любимова.


Н.Е. Чарушин родился в Ленинграде в 1934 году в семье известного художника и писателя Е.И. Чарушина.

Рисовать начал с 4-х лет. В 1953 году окончил Среднюю Художественную школу, в 1960 г. - живописный факультет института им. И.Е. Репина.

Уже в 1959 году пробует силы в книжной графике и начинает работать в издательстве «Детская литература», в журнале «Мурзилка», «Весёлые картинки», «Нева», оформляет книги для детей.

Художник принимает активное участие в традиционных зональных, всероссийских и зарубежных выставках.

В 1960-65 гг. преподаёт на подготовительных курсах в ЛВХПУ им. В. Мухиной. В 1965 году стал членом Ленинградского отделения СХ.

Наряду с творческой деятельностью ведёт общественную работу среди детей, его выбирают в эстетическую комиссию СХ РСФСР, член художественного совета Комбината графического искусства СХ и изд-ва «Малыш», один из учредителей Музея Детского Творчества СПб, за творческую и общественную работу Н.Е. Чарушин награждён грамотами и дипломами, медалью «Ветеран труда».

Никита Чарушин - признанный мастер книги, известный в нашей стране и за ее пределами график-анималист. Книгам с его иллюстрациями (а их более 90) присуждались почетные дипломы, он награжден золотой медалью на Международном конкурсе искусства книги 1973 года в Братиславе, участник выставки советской книги в Лейпциге (1965 г.), в Берлине (1979 г.), в Париже (1980 г.) и многих других. В 1981 году в Вильнюсе за участие во Всесоюзной выставке книжной иллюстрации он был награжден дипломом и медалью.

Воспитанный в лучших традициях ленинградской детской книжной графики, в свое время блестяще «открытой» В.В. Лебедевым, впитавший с детства дух служения искусству и любви к природе, царивший в доме его отца - известного художника и писателя Евгения Ивановича Чарушина, он органично вошел в мир детской книги.

Заметим, что большинство его книг предназначены маленьким детям, однако, уже способным к сознательному вступлению в мир художественных образов.

И не естественно ли, что именно поэтому невероятно вырастает роль художника и как проводника не только в мир природы, но и в мир искусства.

Перед ним встает комплекс проблем: как сделать книгу доступной пониманию ребенка и одновременно выразить сложные профессиональные представления? Как соединить познавательность и художественную образность? Как научить восприятию мира в эстетических категориях и вызвать у ребенка собственный творческий импульс? И вообще: где граница художественной педагогики и собственно искусства?

Расчлененная на множество составных элементов сверхзадача «легко и просто» решается вступлением в действие двух качеств самого творца - таланта и мастерства, нерасторжимым их единством.

Никита Чарушин в своем развитии обрел это единство. От несколько скованных и осторожных в поисках ранних книг он пришел к высоким образцам книжного искусства.

Что же сообщает его искусству целостность мироощущения, гармоническое соответствие составляющих его элементов? Видимо, прежде всего - единство его художнической, авторской, и человеческой позиций, убеждение, что природа гармонична в самой основе своей, она оказывает на человека облагораживающее действие, она обладает по отношению к душе человека врачующим свойством. Мир животных как ее часть не только безмерно увлекателен, полон загадок и нераскрываемых тайн, он - отражение богатства земного мира, бесконечного разнообразия его форм.

В 1985 году Н.Е. Чарушину присвоено звание - Заслуженный художник РФ, в 1995году награждён Золотой медалью Российской АХ за иллюстрации к книге Н. Сладкова «С севера на юг», присвоено звание - Член-корреспондент РАХ.

2000 год - присуждено звание Народный художник России.

Н.Н. Чарушина-Капустина

Назад

Программа встречи

Вперед

наверх
Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системой