Наталья Никитична Чарушина. Встречи с интересными людьми - События и мероприятия Центра - Персональный сайт
Если вместе, мы все сильны!
События и мероприятия Центра
Меню сайта

Поиск по событиям


» События » Встречи с интересными людьми
Наталья Никитична Чарушина.

ИВАН АПОЛЛОНОВИЧ ЧАРУШИН

Родился 24 февраля (по старому стилю) 1862 года в г. Орлове (Халтурине) Вятской губернии. В 1877 году закончил Вятское реальное училище. В 1884 году поступил в Петербургскую Академию художеств, по окончании которой в 1888 году получил звание архитектора-художника третьей степени. В 1889 году отмечен званием классного художника второй степени и малой золотой медалью за конкурсный проект городской думы для С.- Петербурга. В 1890 году выполнил конкурсный проект «Посольского дома» и получил звание архитектора-художника первой степени. С 1890 по 1893 год работал на о. Сахалине в должности инженера-архитектора. В 1893 году служил в Вятке, сначала исполняющим дела губернского архитектора, а с 1896 года - в должности губернского архитектора. Награжден орденами Анны третьей степени, Владимира четвертой степени. В советское время работал на посту архитектора - заведующего Строительным отделом Вятского губернского совнархоза, на посту председателя Вятского губернского комитета по делам музеев и охраны памятников искусства, старины и природы (по совместительству), был заместителем начальника губернского строительного контроля (1930-1934). С 1934 по 1937 год заведовал проектной мастерской Кировского горсовета. В 1938 году вышел на пенсию, уехал в Ленинград. В 1941 году эвакуировался с семьей Евгения Чарушина в Вятку. 29 июля 1945 года скончался, погребен на Лобановском кладбище.

Иван Аполлонович - один из ярких представителей славного рода Чарушиных. В историю вятского края он вошел как архитектор, прослуживший своему любимому делу сорок пять лет. За этот период в Вятке и Вятской губернии им было построено около пятисот зданий.

Профессиональное образование Чарушин получил на архитектурном отделении Петербургской Академии художеств. Учился Иван Аполлонович в тот период, когда в архитектуре шли поиски новых форм, осмысливались заново различные стилистические направления прошлого, осваивались новые конструкции и материалы. Все это стремился освоить будущий архитектор. В Академии он добросовестно изучал специальные предметы, овладевал мастерством архитектурной графики, что блестяще проявилось впоследствии в его проектах. По окончании Академии и успешной защиты двух конкурсных программ Чарушин в звании архитектора-художника первой степени уехал на о. Сахалин. Здесь он прошел значительную самостоятельную практику, работая и как архитектор-проектировщик, и как строитель. Ему приходилось составлять проекты школьных и больничных зданий, различных мастерских, культовых построек, кирпичного завода. Таким образом, когда в 1893 году Чарушин вернулся в Вятку, он был достаточно подготовленным и высокопрофессиональным специалистом.

Начало его деятельности на родине совпадает с быстрым, интенсивным ростом города. Последнее отвечало общим градостроительным процессам, которые происходили тогда в России. В Вятке строились заводы, железные дороги, вокзалы, общественные и жилые здания. Город имел свой архитектурный облик. Он был, в основном, деревянным, но встречались здания XVII - XVIII веков, периода классицизма, эклектики, модерна. Чарушин внес свой вклад в развитие Вятки.

Расцвет его творчества можно отнести к первым десятилетиям XX века. В это время он определился как сложившийся мастер. Архитектор много работал по перестройке зданий. Строил различные учебные заведения, здания заводов, жилых домов, особняки. Выполнял заказы Вятской епархии по сооружению церквей, учреждений, предназначенных для обучения или призрения бедных.

К числу ранних вятских общественных построек относятся здания Епархиальной богадельни и спиртоочистительного завода, построенный в 1901 году.

Обратившись к самому доступному материалу - кирпичу, Чарушин сумел мастерски воспользоваться его декоративными возможностями. Используя отделку облицовочным кирпичом, а во втором случае и побелку кирпичного декора, он добился особой сдержанности в нарядном решении фасадов. Подобный прием он развивал и в других сооружениях. Так, общежитию Вятской мужской гимназии (1906), одному из лучших школьных зданий, архитектор, усилив пластический и цветовой контрасты, придал большую живописность. В этих значительных работах Чарушин раскрылся как современный мастер. Он первый в Вятке постепенно вводил элементы модерна - нового стиля, который распространялся в этот период как в столичных, так и в провинциальных городах. И лучшей постройкой здесь явился магазин купцов П.Клобукова и И.Ухова (1909). Композиция его и расположение дают возможность увидеть дом с разных точек зрения, почувствовать цельность объема, ощутить пространство, в организации которого зданию принадлежала определяющая роль. Автор использовал изящные стилизованные декоративные элементы, придавшие сооружению особую изысканность. Здание, несомненно, стало незаурядным явлением в творчестве вятского архитектора.

Как и многие мастера архитектуры, Иван Аполлонович обращался к ее национальным традициям. Они проявились в одном из любимых его построек - единоверческой церкви Св. Серафима Саровского в Вятке (1904-1907). Церковь строилась с ориентацией на мотивы русской архитектуры XVII века. Чарушин тактично подошел к древнерусскому наследию. Хорошо чувствуя стилистику орнамента, архитектурную пластину той эпохи, он создал один из немногих храмовых памятников неорусского направления. Обращался зодчий и к темам классицистического наследия, что особенно ярко проявилось в зданиях Русского банка для внешней торговли (1908-1910) и банка им. Ф.Веретенникова (1913).

Много труда было вложено Чарушиным в строительство особняка пароходовладельца, купца и промышленника Т.Ф. Булычева. Композиция постройки складывалась с учетом функционального назначения внутренних помещений, отчего здание получило свободную планировку. Автор обратился к мотивам средневекового зодчества. «Готизирующие» элементы он использовал в конструкции окон и декоре здания. Булычевский особняк строила вся Вятка. По рассказам Владимира Ивановича Чарушина, сына архитектора, все столярные мастерские, все технические конторы были задействованы для того, чтобы построить этот дом.

Деятельность Ивана Аполлоновича продолжалась и после революции. Это был самый сложный период в его творчестве.

Ему пришлось пережить утрату многих своих сооружений. Уничтожен был Михайловский собор в г. Ижевске, не достроен храм Александра Невского в Филейском монастыре.

Судя по сохранившимся проектам и фотографиям, это были талантливые постройки, в которых раскрывалось понимание архитектором древнерусского и византийского зодчества. Уже при жизни Чарушина Вятка начала терять свой прежний архитектурный облик. И архитектор не мог препятствовать этому, хотя занимал в советское время ответственные посты. Здесь, наверное, можно усмотреть трагедию талантливой личности Чарушина.

В 1920-1930-е годы он работал над целым рядом проектов. Во многих из них прочитывался ретроспективный характер, который определялся интересом к модерну, классическому наследию, восточной архитектуре. Можем это отметить в постройках летнего сада «Аполло» (1925), летнего театра для сада им. Степана Халтурина, в конкурсных проектах нового каменного театра для Вятки, здания Дома Советов и многих других. В 1934-1937 годах Чарушин работал над сооружением Центральной гостиницы. Помпезное серое здание поднялось на месте когда-то стоявшего Воскресенского собора XVIII века. Ниже, по спуску ул. Ленина выстроился по проекту архитектора жилой дом, поддержавший своими массивными формами первую постройку.

Оба здания, явившись значительными акцентами на этом участке центральной улицы, нарушали ее общую стилистику, сложившуюся еще в прошлом веке. Названные дома были одними из последних сооружений Чарушина. Он окончательно оставил работу в 1940 году.

Значение творческого наследия талантливого зодчего велико. Он строил в Вятке и Вятской губернии, а также в Сарапуле, Ижевске и других соседних городах. Хорошо зная русскую и мировую архитектуру, Чарушин создавал самостоятельные решения своих сооружений, органично включая их в ту или иную архитектурную среду.

В собраниях Художественного музея, Кировского объединенного государственного историко-архитектурного и литературного музея у В.И. Чарушина хранятся проекты Ивана Аполлоновича, в которых он раскрывается как первоклассный мастер, прекрасно владеющий тончайшими приемами архитектурной графики. Настоящая выставка позволит впервые за много лет оценить многогранность творчества вятского архитектора.

И. Любимова.

Назад

Программа встречи

Вперед

наверх
Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системой