Наталья Никитична Чарушина. Встречи с интересными людьми - События и мероприятия Центра - Персональный сайт
Если вместе, мы все сильны!
События и мероприятия Центра
Меню сайта

Поиск по событиям


» События » Встречи с интересными людьми
Наталья Никитична Чарушина.

ДМИТРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ ЧАРУШИН

Родился в Вятке в 1813 году в семье мещанина. С 1821 по 1822 год (?) учился в уездном училище. В 1840 году стал пенсионером Петербургского Общества поощрения художников. С 1841 по 1851 год обучался в Императорской Академии художеств. С 1855 по 1864 год жил в Вятке, а с 1865 по 1875 год работал в Петербурге. В 1875 году вернулся на постоянное место жительства в Вятку, где умер в 1900 году.

В художественном древе Чарушиных Дмитрий Яковлевич занимает особое место. С его творчества мы начинаем разговор о династии этой плеяды талантливых мастеров. К сожалению, малоизученный материал, а также почти полное отсутствие памятников искусства предшествующих художников из рода Чарушиных пока не дают возможности иметь даже скромное представление об их творческой деятельности. Поэтому немногочисленные работы Дмитрия Яковлевича являются для нас неоспоримой ценностью. Они важны не только для изучения художественного наследия мастера, но и понимания развития живописного искусства в Вятке вообще.

Художник прожил долгую жизнь. Срок ее солидный - 87 лет. Творческий путь Чарушина охватывает почти весь XIX век. В круг его знакомств входили такие известные талантливые личности, как поэт В.А. Жуковский, архитектор А.Л. Витберг, живописцы Н.Н. Ге, Ф.И. Иордан, П.А. Федотов, скульпторы В.И. Демут-Малиновский, Н.А. Рамазанов, Ф.П. Толстой.

В.А. Жуковский

А.Л. Витберг

Н.Н. Ге

П.А. Федотов

Ф.И. Иордан

В.И. Демут-Малиновский

Немало хороших слов о своих работах слышал Дмитрий Яковлевич от них. Однако судьба художника сложилась так, что он не был признан при жизни. Неудача постоянно сопутствовала ему. В основном, Чарушин работал в области портретной живописи. Он писал портреты людей, которых хорошо знал: своих родных, друзей, знакомых, а также заказные портреты. К сожалению, местонахождение их пока остается неизвестным, за исключением портретов А.Л. Витберга, В.А. Витберг и четырех работ с изображением самого художника, хранящихся в Кировском областном художественном музее им. В.М. и А.М. Васнецовых. Большой интерес представляет серия автопортретов Чарушина. Ее можно читать как книгу, рассказывающую о судьбе «маленького» человека, провинциального художника, жившего одной мечтой - стать академиком.

Первый автопортрет 1837 года Дмитрий Яковлевич писал самоучкой в Вятке, пройдя уроки живописного искусства в иконописной мастерской своего отца. Создание этой работы определило желание молодого человека понять себя как личность, как начинающего художника. Несмотря на некоторую робость кисти, портрет привлекает внимание простотой и непосредственностью передачи натуры. Чарушин осознает свою сопричастность к художественному миру и гордится этим. В руках его палитра с красками, кисти, написанные с большой любовью и тщательностью. Четко читающийся на светлом фоне силуэт фигуры в фас, примитивность рисунка, плоскостное изображение портретируемого создают некоторое ощущение застылости парсунных портретов. Однако в открытом доверчивом лице, выразительных глазах, по-детски припухших губах, руке, держащей кисти, столько жизни и трепетности, что прощаешь начинающему художнику погрешности в колорите лица, неумение передать объем, связать фигуру с фоном. Вятчане ознакомились с автопортретом на выставке, подготовленной к приезду в Вятку будущего наследника престола Александра II.

В Петербургской газете за 1837 год было отмечено, что на Вятской выставке его высочеством цесаревичем особое внимание обращено на портрет самоучки мещанина Д.Я. Чарушина.

Можно сказать, что творческая карьера живописца началась удачно. Для серьезного приобщения его к искусству благоприятно складывались и дальнейшие обстоятельства. Это, прежде всего, знакомство с А.Л. Витбергом - первым учителем и наставником Чарушина, занятия в Императорской Академии художеств, серьезное изучение эрмитажной коллекции. Вера в себя, как художника, укрепилась в стенах Академии, где Дмитрий Яковлевич неоднократно слышал похвалу со стороны не только сокурсников, но и профессоров: М.Н. Воробьева, С.Ф. Галактионова, Ф.И. Иордана, А.Т. Маркова, Н.И. Уткина.

В 1855 году, вернувшись в Вятку после окончания Академии художеств, Чарушин сразу приступил к созданию картины на присвоение звания академика. Он написал групповой портрет с изображением самого себя в кругу родных. Крепкий рисунок, строго выверенная композиция, светотеневая разработка и колорит указывают на руку художника-профессионала. Автопортрет живописца занимает одно из главных мест в картине. Не трудно заметить, как изменились внешние портретные черты лица, а главное - внутренний мир художника. Он стал сложнее, духовно намного богаче, чем прежде. Вместо юношеской романтической взволнованности появились эмоциональная уравновешенность и сдержанность, целеустремленность. Посетивший мастерскую живописца вятский архиерей Агафангел, нашел «Семейную картину» вполне художественной и благословил Дмитрия Яковлевича на счастливый путь, когда он поедет с картиной в Петербург.

Но этот портрет не принес Чарушину удачи. Звание академика он получить не смог. Однако возвращаться домой Дмитрий Яковлевич не спешил. Он остался в Петербурге, посчитав художественную атмосферу столичного города более благоприятной для творчества. Художнику пришлось жить в подвале прачечной, занимая небольшой угол, где стояла вечная сырость. Н.В. Аленицын видел рисунок, изображающий тогдашний быт живописца. «Он зарисовал себя работающим за мольбертом, - пишет автор, - при тусклом свете подвального окна вместе с прачками, стирающими белье. Белый туман застилал все вокруг». Конечно, не замечать окружающей обстановки Чарушин не мог, но во имя искусства он терпел все тяготы судьбы.

В 1869 году профессора А.Т. Марков и Ф.И. Иордан посоветовали Дмитрию Яковлевичу выставить новую работу на выдвижение звания академика. Художник показал свой автопортрет, где в несколько музейном цветовом сочетании светлого воротника рубашки, черно-синего костюма и теплой коричневой гаммы фона чувствуется воздействие классических образцов, возможно, вандейковских портретов. Легкость и артистизм исполнения, характерная для художника грань между верностью натуре и художественным обобщением указывают на возросшее профессиональное мастерство живописца. Казалось, уже ничто не могло препятствовать получению высокого академического звания, но использование в работе «малярных» красок в силу бедственного состояния привело к очередной творческой трагедии - живопись потемнела. Автопортрет, в который так верил Чарушин, не оправдал его надежд.

Оставаться в Петербурге он больше не мог и в начале 1870-х годов возвратился снова в Вятку. Художник Н.Н. Румянцев в своих воспоминаниях о Дмитрии Яковлевиче пишет: «...это была уже тихая жизнь в тихом глухом городе. Чарушин существовал на средства, которые он получал от квартир, сдавая верхний этаж и половину нижнего. Заказов он не брал, однако все время находился в работе. Двадцать пять лет живописец трудился только над одним портретом с изображением самого себя. Это был его последний автопортрет, последняя надежда получить признание у Академии. Во что бы то ни стало художник хотел создать произведение «большого» искусства. В процессе работы стремление к реалистическому раскрытию образа стало подменяться тщательной выписанностью, иллюзорностью, доходящей до натурализма. Однако ошибочно видеть в автопортрете только бесстрастную копию. Чарушин не смог скрыть внутренней жизни своих чувств. Отведенный в сторону взгляд не встречается со зрителем, уставшие глаза воспалены, в напряженной улыбке сложены губы. Неестественным кажется повышенное внимание автора к своему внешнему облику, не совсем согласующемуся с особенностями старческого возраста. Но понять художника можно. Замкнувшись в себе, он жил только самим собой, своим портретом, искусством. «Дмитрий Яковлевич менялся с годами, - пишет Н.Н. Румянцев, - менялся также портрет: на голове становились седыми волосы, седели они на портрете, блеск глаз уступал место мутной усталости и на портрете мутнели глаза, губы бледнели... менялась вся его жизнь, и Дмитрий Яковлевич мог на портрете год за годом следить свое разрушение...

Когда положили художника в гроб, тогда стоял подле гроба двойник в черной раме и также глядел серым взором, как при жизни смотрел сам художник. Двойник его пережил». Эта картина завершила биографию живописца в портрете.

Конечно, работы Чарушина нельзя поставить на одну ступень с произведениями многих его современников, к примеру, таких мастеров как В.М. Васнецов, В.И. Суриков, И.Е. Репин. Масштабы видения окружающего мира у Дмитрия Яковлевича были невелики. Эта узость мышления в какой-то степени не позволила художнику подняться до уровня «большого» искусства. Однако его автопортреты представляют, безусловно, большой интерес с точки зрения малоизученного еще творчества русской провинции и отечественной культуры в целом.

Л. Горюнова.

Программа встречи

Вперед

наверх
Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системой