Меню сайта |
|
|
|
Поиск по событиям |
|
|
|
|
» События
» Встречи с интересными людьми
Наталья Никитична Чарушина.
Наталья Никитична Чарушина-Капустина
Наталья Никитична Чарушина родилась 8 декабря 1964 года в городе Ленинграде в семье художника Никиты Евгеньевича Чарушина.
С 1979 года по 1983 год училась в училище им. В.А.Серова.
После окончания училища поступила в институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина, который окончила в 1990 году, защитив дипломную работу, выполнив иллюстрации к книге С.Лагерлёф «Удивительное путешествие Нильса с дикими гусями».
Начала работать в детской книге.
В 1996 году вступает в Санкт-Петербургское отделение Союза Художников России.
Пишет с натуры, работает над сериями объёмно-пространственных композиций (оловянная миниатюра, роспись, макетирование), за что в 2003 году награждается «Гран-при» на выставке «Мир камня» в ЦВЗ.
|
«Богатырь на распутье» - русский воин.
Конец XIII - начало XIY столетия.
|
Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.
Да й подъехал он ко славному ко городу к Чернигову,
У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
А й черным-черно, как черна ворона.
Так пехотою никто тут не прохаживат,
На добром коне никто тут не проезживат,
Птица черный ворон не пролетыват,
Серый зверь да не прорыскиват.
А подъехал как ко силушке великоей,
Он как стал-то эту силушку великую,
Стал конем топтать да стал копьем колоть,
А й побил он эту силу всю великую…
Он поехал-то дорожкой прямоезжею.
Его добрый конь да богатырский
С горы на гору стал перескакивать…
«Былины»
|
L, LI металл, темпера, смешанная техника, фигура - 120 мм.
Автор - Н. Чарушина-Капустина.
|
Сейчас иллюстрирует книги для детей.
|
|
Участие в выставках.
1993 год – «Отцы и дети», ЛОСХ
1999 год – «Дом Чарушиных», Центр книги и графики, СПб
1999 год – «Мондиаль», Франция
1999 год - «Евромилитари», Англия
2000 год – «Севр», Франция
2001 год – «Волшебный мир Чарушиных», СПб
2001 год – «10-летие Музея Детского Творчества»
2002 год – «Кульбах», Германия
2003 год – «Ювелирный Олимп» и др.
|
|
Я родилась в удивительно светлой и дружной семье, и детство у меня было таким же – удивительно светлым и радостным. Радость доставляли все и всё – прогулки с мамой по любимой Фонтанке и вокруг Инженерного замка, где я обязательно собирала опавшие цветочки каштанов, занятия живописью с папой – они заключались в том, что мне выдавались банки с гуашью, кистей больших кипа, на мольберт ставился большой лист бумаги и я писала
зверей, птиц, корабли, салют…
До сих пор помню сказки, которые рассказывала мне бабуля – про бедную девочку Глумушку и двух котов Тима-Тильдрума и Тома-Тильдрума. Сколько потом было перечитано сказок, но ни в одной, таких персонажей больше не встречала!
Потом, мне начали писать письма Гномики – уму-разуму учили, что хорошо, что плохо объясняли. Жили они на берегу озера Хеппо-Ярви, в местах, которые были исхожены дедом и отцом во время охот и рыбалок, а ко мне в город, прилетали Гномики, то на диких гусях, как Нильс, то на сове. Кстати, потом они стали писать уже моей дочке Женьке…Удивительные они долгожители – Гномики!
Деда я не помню - родилась в декабре, а в феврале его не стало. Но мама часто вспоминала, что только деду я улыбалась своей беззубой улыбкой, и он был счастлив…
Очень я любила, когда приходили гости, а гости были не простые. Юрий Алексеевич Васнецов с женой Галиной Михайловной, Николай Николаевич Костров с женой Анной Александровной, Курдовы и много, много разных художников и писателей и просто интересных людей, которые в моём детском понимании все были Костровы-Васнецовы.
Большая комната наполнялась народом, о чём они говорили, о чём спорили, естественно не помню. Но, очевидно, об искусстве!
Святыми в семье были слова – «папа работает», это означало: не носиться по квартире, сломя голову, и играть тихо. Но часто, спросив разрешение, становилась у стола и, чуть дыша, смотрела. Это ощущение детства всегда при мне – волшебное появление образов птиц и зверей на листе бумаги, образов узнаваемых, выразительных, запоминающихся…
Потом была школа, в которую я пошла с жутким рёвом, но годы учёбы всегда летят быстро, и оглянуться я не успела, как поступила в училище имени В.А.Серова (бывшее Таврическое). Это было интересное и, опять же, радостное время, Всё было легко и просто – естественно, в пятнадцать-то лет!
Бывали очень ответственные моменты, когда я показывала свои работы другим художникам. Однажды, к нам пришёл Валентин Иванович Курдов – смотрел молча, а в конце сухо сказал: «Пусть работает». После его ухода, мельком взглянув на меня, папа тут же вспомнил свой первый поход с работами к В.В.Лебедеву.
Через много лет, дочка Женя показывала свою живопись Маю Петровичу Митуричу, также краснея от волнения. Это был первый её экзамен, такой экзамен бывает в жизни каждого художника…
Затем – была Академия Художеств, факультет графики, ответственное время, которое часто вспоминаю. Особенно светлой была дипломная пора. Почувствовав, что работа застопорилась, родители увезли меня на дачу.
|
Это был конец апреля, снег ещё лежал, но уже во всю пели дрозды, по вечерам, сидя на верхушках елей. Пахло прелой листвой, прогретой солнышком, начинали урчать лягушки, летели гусиные стаи, свистели крыльями утки – всё наполнялось жизнью, оживало на глазах. Всё это и стало толчком для работы, какими же мудрыми были мои родители! Диплом, иллюстрации к книге С.Лагерлёф «Удивительное путешествие
Нильса
с дикими
гусями»,
я защитила успешно.
Но, настоящая весна, с тех пор, начинается для меня с первой песни дрозда. Испытываю восторг ребёнка, который, в новогоднюю ночь нашёл подарок под ёлкой, когда в конце марта, откуда-то издалека, на закате, тихонечко начинает петь чёрный дрозд! И нет счастливей и богаче человека, чем я, в этот момент!
|
После института успела сделать пару книг, на том всё и завершилось, по причине повсеместной разрухи издательского дела. Девяностые годы были жестокими ко всем художникам, приходилось искать работу далёкую от искусства – искусство перестало интересовать! Кто-то учил, кто-то строил, кто-то сторожил, кто-то
торговал – надо было выживать. Хорошо помню состояние отца и мамы – состояние, близкое к отчаянью, именно тогда из любимого
дома исчезли вещи, которые помнила с детства…
Следующие десять лет моей жизни были продиктованы этими же девяностыми. Я занялась росписью оловянной миниатюры. Десять лет кропотливого труда с утра до вечера, было очень не просто вникнуть в новое для меня дело. Трудность заключалась в том, что нужно было изображать объём на объёмной фигуре – это было противоположно всему тому, чему учил меня отец, что я видела в книгах Лебедева, Курдова, Васнецова, деда… Пришлось перестраиваться.
Но, опять же, помогли родители, они всегда, в любых ситуациях были доброжелательны и тактичны.
|
Не могу, да и не хочу сказать, что эти годы прошли бесполезно, были победы, награды, много что преобрелось, появилось внимание к деталям, именно это внимание и привлекло японских издателей.
И опять, я благодарю за это отца, фамилию. Когда-то крупнейшее издательство Японии издало ряд книг с его иллюстрациями…
|
|
И вот, недавно у меня вышла уже четвёртая книга. В работе с японцами есть своя специфика – они очень требовательны к достоверности, приходится пересчитывать коготки и пёрышки, объяснять, что такое брусника и черника и как они растут. Но, ко всему надо относиться с разумной долей юмора, это всегда помогает! Хочу заметить, что иллюстрирую, всё тех же любимых с детства писателей – В.Бианки, Э.Шима, Н.Сладкова. Книги эти считаю
своей победой, возвращением к любимому делу!
Обычно, к творчеству детей художников относятся с недоверием, начинают сравнивать с работой их родителей (так уж заведено). Если говорят – «похож», это плохо. Но, была бы счастлива, если кто-нибудь заметил бы эту «похожесть» в моих работах, это было бы лучшей похвалой и напутствием на будущее!
Ваша Н.Чарушина
|
|
|
|