Если вместе, мы все сильны!
События и мероприятия Центра
Меню сайта

Поиск по событиям


» События » Музейная педагогика » Шереметевский дворец
Знакомство с музыкальнами инструментами.

Проводит занятие Ермолаева Татьяна Николаевна, заместитель директора Музея музыкальных инструментов Шереметевского дворца.

Тема сегодня - клавишные музыкальные инструменты.

ХОРДОФОНЫ: клавесины, спинеты, рояли.

В настоящее время в Белой гостиной располагается выставка клавишных инструментов, среди которых именные инструменты Е.А.Мравинского, А.Г.Рубинштейна, П.И.Чайковского.

В Этрусской гостиной можно увидеть рояли Д.Д.Шостаковича и М.И.Глинки.

Струнные клавишные инструменты прошли долгий путь развития. Менялись не только детали конструкции, но принципы звукоизвлечения.

В зависимости от механики клавишные разделяются на тангетные, щипковые и молоточковые. Спинеты и клавесины относятся к щипковому типу механики.

ЩИПКОВАЯ МЕХАНИКА.

Спинет - небольшого размера, переносимый инструмент, инструменты большого размера (напоминающие по форме рояль) называются клавесинами или чембало.

При игре на струнных щипковых инструментах - арфе, цитре - пальцы непосредственно контактируют со струной. В XY веке многострунные инструменты снабдили клавиатурой как на органе и специальным механизмом, соединяющим клавишу и струны. Появились клавишные щипковые инструменты: клавесин, спинет, вёрджинал (девственный, им хорошо владела Елизавета I, в XYI, «королева девственница», отсюда и название).

При нажатии на клавишу, игровой стержень приподнимается и плектр «щипает» перышком струну. Перышко использовали воронье, или из кожи буйвола или быка, у клавесина мог быть и кожаный плектр. Струна колеблется, потом опускается демпфер - глушитель.

Спинет изобретен в XY веке, а клавесин в XYI. Спинет был домашним инструментом и нередко оформлялся в виде бюро, шкатулки и т.д. Клавесин же употреблялся не только в быту, но и как концертный инструмент. Для разнообразия характера и силы звучания его снабжали несколькими комплектами струн и двумя-тремя клавиатурами.

Спинет-бюро.
Мастер неизвестен.
Германия. Начало XYIIв.

Спинет изобретен в Италии. Инструменты 2-ой половины XYв. не сохранились, есть только три инструмента XYI в.: один из них в Шереметевском дворце (1532 г.), инструмент в Лейпциге датируется 1520 годом.

Спинет. Неизвестный
мастер. Неаполь. 1532

Трапециевидная форма, струны натянуты по диагонали относительно клавиатуры.

Затем в Италии в XYIв. появился чембало - крупный спинет, который приобрел крыловидную форму, с большей длиной струн, т.е. с большим диапазоном.

Клавесин - франц. название чембало - форма крыловидная, струны в продолжение клавиш, форма дает самый мощный, звонкий звук.

В конце XYIIв. - начале XYIIIв. появились 2-3-х мануальные «концертные» клавесины с регистрами. Первые образцы клавесина появились после почти двух веков экспериментов.

Клавесин концертный трехмануальный.
Фабрика П.де Витте. Лейпциг. 1911.
Инструмент является реконструкций клавесина XYIIIв.

Крупные центры по изготовлению клавесинов были в Англии, Фландрии, Германии и Франции. Это был и сольный инструмент, и ансамблевый, исполнитель «дирижировал» другими музыкантами и играл партию баса континуо.

Вёрджинал - прямоугольной формы, клавиатура бывает двойная, струны располагались почти параллельно клавиатуре. Популярен в Англии в XYI-XYIIвв., а спинеты с XYIв. - в Италии, затем в XYIII в. стали популярны по всей Европе.

Программа встречи

Вперед

наверх
Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системой