Знакомство с музыкальнами инструментами. Шереметевский дворец - События и мероприятия Центра - Персональный сайт
Если вместе, мы все сильны!
События и мероприятия Центра
Меню сайта

Поиск по событиям


» События » Музейная педагогика » Шереметевский дворец
Знакомство с музыкальнами инструментами.

Анклунг - ударный музыкальный инструмент в Индонезии, погремушка из бамбука: бамбуковые вертикальные трубки скользят по горизонтальному желобку, ударяясь о его край, издают приятный звук, поэтому используют анклунги при игре в ансамблях.

Бамбуковые трубки - длина каждой равна половине соседней, укреплены на прямоугольной раме. Исполнитель сотрясает раму, и трубки, свободно входящие нижними концами в прорези бамбукового основания, ударяют об него.

Анклунг используется в торжественных процессиях и для сопровождения танцев и театральных представлений. Особенно популярен на западе острова Ява, распространен в Малайзии, на Филиппинах. С 1920-х годов существуют ансамбли анклунгов.



Цанца (или санза, санса) - это щипковый инструмент.

Инструмент из нескольких металлических или тростниковых язычков, их защипывают обычно большим пальцем из-за чего некоторые называют этот инструмент - «пианино для большого пальца». Высота звука определяется длиной язычка. Распространен больше всего в Африке.

Металлические или сделанные из расщепленного тростника язычки, закреплены на деревянной доске, которая служат резонатором. Язычки удерживаются поперечной перекладиной так, чтобы один их конец был свободным для защипывания.

Способ игры. Цанцу обычно держат в руках или на коленях, а исполнитель большими или указательными пальцами защипывает язычки.

Систры - погремушки со звенящими металлическими дисками, нанизанными на прутья. Использовались еще в Древнем Египте, в Шереметевском дворце образец из Индии.

Богиня Древнего Египта - Баст (Бастет). Богиня в виде женщины с головой кошки. Руки стоящей Баст не были пусты: в правой она держала скипетр или эгиду, в левой руке – систр, а на локте висела корзина. Каждый из этих символов исполнен смысла и говорит о характере богини.

Систр – символ веселья, праздника, радости, счастья. Корзина - не иначе как для собранного урожая, который был бы невозможен без любви, солнечного света, тепла и энергии. Эгида или папирусовый скипетр – символ вечной молодости и счастья, которые ждут каждого в загробном царстве.

По преданиям, гармоничный и таинственный звук систра имел удивительные магические свойства: он пробуждал человека к жизни, лечил и успокаивал душу и тело, возвращал надежду и радость, дарил любовь, вдохновение и счастье.

Систр – древнеегипетская храмовая погремушка. Состоит из рамки с рукояткой, сквозь которую проходили 3-4 свободных стержня с загнутыми концами, стрежни позвякивали при встряхивании. Рукоятки систров обычно изготавливали в виде кошки с человеческим лицом. В Египте применялся деревянный систр, в эпоху Римской империи стал изготовляться из металла.

Систр имели право использовать только знатные женщины и жрицы на церемониях. Во время игры на нем женщины надевали священное ожерелье «менат». Церемонии были связаны с Хатхор - богиней радости и веселья, музыки и танца.


Нагара - арабская нагара - предшественник современных литавр. Часто встречаются парами. Палочка, вставленная в шнуровку, усиливает натяжение кожи, играют палочками, обтянутыми тканью.


Литавры. Один из самых древних инструментов в мире. С древних времен они были широко распространены во многих странах: на Востоке и в Африке, в Греции, в Риме и у скифов. Игрой на литаврах люди сопровождали важные события в своей жизни: праздники и войны.

В музее хранится литавра начала XYIII века. На корпусе надпись: «Петр Первый принимает титул императора Всероссийского» и навязь, изображающая сцену коронационных торжеств.

Петр Первый с раннего детства получал в подарок музыкальные инструменты - органист Семен Гутовский сделал ему «цымбалы», бубны, набаты, колокольцы. Петр был барабанщиком Преображенского полка, виртуозно играл на барабане. Также на волынке и на гобое, принимал участие в церковных службах как певчий, мог управлять хором.

Литавры внешне напоминают большие медные котлы на подставке, покрытые кожей. Кожа туго натянута на котел при помощи нескольких винтов. Бьют по коже двумя палочками с мягкими круглыми наконечниками из войлока.

В отличие от других ударных инструментов с кожей, литавры издают звук определенной высоты. Литавры можно настроить на определенную высоту звука. Для этого исполнитель должен винтами натянуть или ослабить кожу: чем больше натяжение, тем выше тон.


Колокола.

Колокола известны были уже в IX веке до н.э. С YIII века колокола используются в христианской церкви. Колокол изготавливали 2-3 года, и нельзя было быть уверенным в успехе. Главное при изготовлении - не математические расчеты, а мастерство мастера. Неудачные колокола, в Ростове Великом, получили название «Баран», «Козел», а удачный колокол назван «Лебедь».

Колокольных мастеров сравнивают со скрипичными. В церковных колоколах получить звук можно двумя способами: раскачиванием языка с помощью веревки, или раскачиванием колокола.

Ударные колокола с отдельным билом известны в Китае около 4 тыс. лет. Сейчас встречаются на Дальнем Востоке, в Африке, можно встретить их в храмах Японии. В Европе ударные колокола не пользовались такой популярностью, как колокола с языком.

После удара колокол с языком максимально вибрирует по утолщенному краю, и совсем не вибрирует в своде. А в гонгах вибрация, наоборот, сильнее всего именно в центре.

Юбку колокола делали из бронзы. Потом стали добавлять серебро, но лучше звучать от серебра колокола не стали, перестали добавлять.



Гонги - чаще всего встречаются в Юго-Восточной Азии - Китай, Япония, Индия, Индонезия; в Китае известны с YI века н.э.

Поначалу гонги были плоскими, потом появились выпуклые или с выпуклостью в середине.

Гонг - это металлический диск с колотушкой. Это сигнальный и ритуальный инструмент.

Разновидность - там-там. В гонге - удар и потом затихает звук, а в там-таме - наоборот - сначала тихо, а потом звук нагнетается.

Гонги могут уберечь от штормов, могут сигналить о пожаре и т.д. Гонги ставят при входе в храм -известить бога о своем прибытии. Буддисты веруют в то, что гонги изгоняют злых духов, гнев, злость, вибрация забирает негативную энергию. Бог забирает энергию и отправляет ее в землю, преобразуя ее в энергию роста, поэтому не случайно гонги украшены растениями.

В XYIII веке гонги стали использовать шаманы для лечения больных: задав определенный ритм, можно урегулировать кровоток в организме, 2 гонга настраивают на 2 звука (м3), высокий - направляет кровоток вверх, а низкий - вниз.

В XIX веке гонги вошли в состав светского ансамбля - ГАМЕЛАН. Гонги, ксилофоны, литофоны, металлофоны, фидели, барабаны.

Там-там - ударный инструмент китайского происхождения - имеет форму диска с утолщенными краями. Его делают из особого сплава, близкого к бронзе. Во время игры там-там подвешивают к деревянной раме и бьют по нему колотушкой с войлочным наконечником. Звук там-тама низкий и густой; после удара он разносится долго, то наплывая, то удаляясь. Эта особенность инструмента и сам характер его тембра придают ему какую-то зловещую выразительность.

Говорят, иногда достаточно одного-единственного удара там-тама на протяжении всего произведения, чтобы произвести на слушателей сильнейшее впечатление. Пример тому - финал Шестой симфонии Чайковского.

Назад

Программа встречи

Вперед

наверх
Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системой