Меня зовут Евгения. Я ваш экскурсовод на ближайшие 40 минут. Проходите сюда в первый зал - это Зал восточно-славянской традиционной куклы. Заходите, присаживайте на скамеечки, в этом зале не стоят.

Мы с вами как будто оказались в каком-то дворе, в сельском дворе, деревенском. Такой в этом зале антураж. Зал этот непростой, он создан Этноклубом «Параскева» Этнографического музея.

В зале восточно-славянской традиционной куклы находятся экспонаты, выполненные по этнографическим образцам. Среди них – деревянная скульптура, куклы-обереги, обрядовые куклы. Созданные из дерева, ткани и природных материалов, в архаическом стиле они рассказывают нам о роли куклы в праздниках и повседневной жизни славян.

Зал создан специально для ввода в кукольное царство - Откуда взялись куклы?

Куклы у человека были с глубокой древности, еще в египетских пирамидах находили кукол. А что такое вообще кукла?

В русском языке, русское слово «кукла» имеет греческий корень, означающий в переводе - «скручивать», потому что славянские куклы были всегда скрученными из чего-либо - из травы, других каких-нибудь материалов, а также из ткани.

Вот такие скрученные куклы - называются Пеленашка и Кувадка (куватка). Они скрученные, ни в коем случае не сшитые, чтобы было счастье не зашито.

Чем они отличаются от наших кукол, чего в них не хватает? - У них нет лица. Традиционно у таких кукол лицо не рисовали, они были «безликими».

Славяне народ был суеверный, верили в духов: духи вселяются в человека через глаза, чтобы дух не вошел в куклу, а через неё в ребенка, лиц не делали, специально не делали.

Эти куклы скручивались из старой ткани - рубахи отца или матери, чтобы сила отца, чтобы сила матери перешла в ребенка. Эта кукла и игровая, и одновременно оберег. Ангелов хранителей не знали тогда, конечно, поэтому это было вместо ангелочка у ребенка и в руках, и душу его охраняет, и тело его охраняет.

Люди верили, что кукла оберегает сон и спокойствие ребенка, и поэтому она всегда была рядом с ним и во сне, и в играх.

Подрастая, дети тоже начинали сами «вертеть» таких кукол. Во многих домах их насчитывали десятками, и считалось, что они приносили удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода. Многие куклы передавались от матери к дочке, а дальше внучке и правнучке.

Девочки-подростки делали таких кукол себе, младшим сестренкам и братишкам, одевали их по своему вкусу. Делали это с большим старанием, так как старшие женщины в семье поглядывали, как умело и аккуратно девочка делает одежду для куклы. По мастерству изготовления кукольной одежды судили о готовности девочки к обучению настоящему ремеслу.

Если платье получается красивым, а наряд гармоничным, значит, девочка готова уже серьезно обучаться шитью взрослой одежды и ее можно отдавать в учебу к мастерице. Многие девушки к свадьбе шили свой наряд сами, а это уже серьезная и кропотливая работа.

И, наоборот, если девочка не проявляет старания в изготовлении куклы и в другой работе, говорили: «Да она до сих пор в куклы играет!!» и считали неумехой. Рановато им было вставать в девичий свадебный хоровод, и серьезную работу не поручали.

Обрядовые куклы делались в размер ладони, пальцев, в размер руки до локтя.

Красивая кукла, с любовью сделанная своими руками, была гордостью девочки и ее верной подругой.

Умиротворение и радость приходят, когда играешь с такой куклой, сделанной из мягких хлопчатобумажных и льняных тряпочек.

Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки. Сворачивая и завязывая ткань, не делается ни одного шва и укола иголки, ведь это подружка и берегиня, и колоть ее тело иголкой негоже… Кусочки ткани нужного размера тоже отрываются руками, без помощи ножниц.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.

Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в «скалку», тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов.

Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах - угольком.

Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое.

Позволяли играть «молодухе», пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.

Русская крестьянская девочка и не знала других кукол кроме этих самодельных.