Если вместе, мы все сильны!
События и мероприятия Центра
Меню сайта

Поиск по событиям


» События » Музейная педагогика » Этнографический музей
"Где родился, там и пригодился".

Экспозиция «Русские»

В центре Санкт-Петербурга на площади Искусств расположен один из крупнейших в России и мире этнографических музеев - Российский этнографический музей. Это уникальный музей страны, на экспозициях и в фондах которого представлены памятники традиционно-бытовой культуры более 150 народов России и ближнего зарубежья.

Дети Центра «Анима» второй год занимаются по программе «Где родился, там и пригодился» под руководством Лидии Константиновны Зязевой.

Первое занятие состоялось 08 октября. Оно включало в себя экскурсию по экспозиции «Русские» и практическую работу в Школе ремесел - конструирование фольклорных кукол из лыка, соломы и других природных материалов.

Российский этнографический музей был основан в 1902 году императором Николаем II во исполнение воли и в память его отца. В апреле 1934 года он получил самостоятельность, став Государственным музеем этнографии.

Само здание, в котором разместился этот уникальный музей, является памятником архитектуры начала XX века. Оно было построено по проекту архитектора В.Ф. Свиньина специально для этнографического отдела Русского музея.

Из интерьеров интересен Мраморный Зал с горельефами, изображающими народы Российской Империи. Этот зал был задуман как пантеон в память трагически погибшего императора Александра III, который являлся большим поклонником отечественной культуры.

Каждая колонна выточена из монолитного мраморного блока, стены, пол и ступени зала искусно выложены плитами розового Олонецкого мрамора, а потолок и плафон облицованы хрустальными плитами с геральдическим орнаментом.

Экспозиции этнографического музея разместились в 24 залах. Коллекции включают подлинные предметы быта, произведения народного искусства, картины, фотографии и материалы этнографических экспедиций. Богатые коллекции представляют полную картину жизни и быта народов, населяющих территорию нашей страны.

Собрание предметов культуры русского народа является одним из интереснейших этнографических собраний музея. Оно включает в себя около ста тысяч вещевых памятников и документальных фотографий, с достаточной полнотой и всесторонне отражающих традиционный мир русских - самого большого по численности народа страны.

Лидия Константиновна познакомила с экспонатами по традиционным занятиям и ремеслам русского народа: орудиями труда, инструментами, различного рода приспособлениями для земледелия, скотоводства, рыболовства, охоты, пчеловодства.

Большая часть экспозиции представлена стародавними, старинными предметами крестьянского быта: женские и мужские костюмы, утварь для напитков и подачи еды на стол; вещи, использовавшиеся для убранства дома. Многие из этих памятников декорированы вышивкой, тканым орнаментом, резьбой, росписью, чеканкой, гравировкой, эмалью. Особенно интересно собрание резных и расписных прялок, насчитывающее около 900 предметов. В музее есть утварь, изготовленная из разных материалов: дерева, металла, глины, кости.

Выращивание и обработка льна существовали с древнейших времен. Был накоплен огромный комплекс знаний, навыков и умений, составивший значительный пласт традиционной народной культуры.

Бытовало как пашенное, так и подсечное льноводство. Полевые земли давали тонкий и мягкий лен, на подсеках получали длинное, но крупное и жесткое волокно. Выбор того или другого способа зависел от качества и количества крестьянского земельного надела. На пашнях в первую очередь сеяли хлеб, и лишь при достатке земли - лен. Подсеки («нивы») закладывались в тщательно выбранных участках леса. Предпочтение отдавалось местам с лиственными лесами, лучше всего - поросшие березой.

При севе семена льна насыпали в мешочек, висящий на лямке через плечо, или в корзину, подвешенную на груди. Лен рассевали перед собой широким взмахом руки. Семена заделывались в почву бороною. При незначительных размерах посевов семена прикрывались землей ручными граблями. Пахоту и сев обычно производили мужчины. Женские работы, связанные с выращиванием и обработкой льна, начинались с прополки. Пололи лен, когда ростки поднимались на 10 - 15 см, в жаркую июньскую пору. От комаров старались защититься плотной одеждой.

Приступали к уборке после небольшого дождя, когда земля не слишком плотна и не слишком размягчена. Убирали лен, вытаскивая его из земли с корнями – «рвали».

Собранный лен раскладывали на скошенном лугу для просушки.

Следующая операция заключалась в отделении семенных коробочек от стеблей. Их отделяли, обрубая верхушки топором или срезая косой. Позже создали особое приспособление - «гребень».

Семенные коробочки просушивали. Семя сохло долго, поэтому во время просушки на нем и спали. После сушки коробочки обмолачивали на гумне цепами, однако предпочтение отдавалось валькам - небольшим деревянным лопаткам, вырезанными из корневой части ствола молодого деревца. Обмолоченное семя вытряхивали на сквозняке. Семя ложилось у ног, шелуха отлетала дальше. Очищенное семя складывали в лари, где оно хранилось до следующего посева, реже - до изготовления масла.

Освобожденные от семян стебли связывали в снопы, перевязывая специально заготовленными жгутами из ржаной соломы. На этом процесс уборки льна завершался и начиналась обработка льна на волокно.

Процесс обработки льна от уборки до получения готового волокна складывался из следующих этапов: мочение, расстилание, досушка в овинах, мятье, трепание и чесание. Все виды работ выполнялись женщинами.

Обработка льна влагой производилась для облегчения отделения волокон от древесинных частей стебля. Предпочтение отдавалось мочению льна в естественных водоемах - озерах и речках. Лен, вымоченный в озерах, всегда приобретал белый цвет. Длительность мочения зависела от погодных условий, а также качества льна и продолжалась от 4 - 7 дней до 3 - 4 недель. Затем на ветру и под солнцем лен сох и отбеливался. Хорошо высушенный лен у льноводов России назывался «льняной трестой». Чтобы отделить древесину от волокон, льняную тресту мяли мялками разного вида и назначения. Лен начинали мять, как только он достигал готовности, стараясь выполнить всю работу за день, с первых петухов до вечера, пока лен еще теплый и не впитал влагу.

Сразу же после мятья лен трепали. Трепанье выполняли с помощью «трепала» - легкой дощечки из хвойного дерева лопатообразной или ножевидной формы.

Для сильного льна со здоровым волокном брали тяжелое длинное трепало. Для слабого путаного льна требовалось трепало легкое и короткое. Трепали лен, удерживая конец горсти на коленях или в руке на весу. Вершинный конец наматывали на кисть левой руки и били по свисающему концу, все время подергивая волокна вверх, отхлестывая их о другое ребро трепала и поворачивая. Так же обрабатывали другой конец горсти. Затем пучок льна выворачивали внутренними волокнами наружу и опять трепали поочередно оба конца. При работе тщательно соразмеряли силу и направление удара.

Трепаный лен сортировали по цвету и качеству. После трепанья лен чесали. Лен чесали на деревянном гребне при помощи маленькой гребенки, а затем прочесывали волокно щеткой из грубой щетины. Чесание льна доверялось только самым опытным работницам. То, что оставалось в руке работницы после многочисленных вычесываний, называлось уважительным словом «лен». На этом процесс обработки льна для получения волокна завершался. Нити, спряденные изо льна, шли на основу ткани.

Программа встречи

Вперед

наверх
Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системой