"Наш Эрмитаж". Государственный Эрмитаж - События и мероприятия Центра - Персональный сайт
Если вместе, мы все сильны!
События и мероприятия Центра
Меню сайта

Поиск по событиям


» События » Музейная педагогика » Государственный Эрмитаж
"Наш Эрмитаж"

Программа "Наш Эрмитаж"

Занятие второе

Пройдём к другому знаменитому залу Зимнего дворца - Военной галереи 1812 года.

В галерее на плоскости стен в простых золоченых рамах - портреты, на портретах - военные - 332 портрета генералов, участников Отечественной войны 1812 года и заграничного похода 1813-1814 годов.

Портреты одинакового размера, располагаются в пять рядов друг за другом - как на параде.

В 1818 г. в королевском Винздорском замке Великобритании открылся зал памяти Ватерлоо, с портретами полководцев, победивших Наполеона. У Александра I, одержавшего победу в войне с Наполеоном, возникла идея аналогичную картинную галерею создать в Зимнем дворце. По его приказу Главный штаб составил списки героев недавней войны с французами, чьи портреты должны были быть включенными в эту историческую галерею.

В Петербург пригласили известного английского художника Джорджа Доу. Вместе с русскими живописцами А.В. Поляковым и В.А. Голике за 1819-1828 гг. было написано свыше 300 портретов. Часть портретов написана с натуры, другие, как, например, портреты погибших генералов - П.И. Багратиона, А.А. Тучкова, А.И. Кутайсова - со старых портретов, присланных родственниками погибших. Д.Доу был талантливым портретистом: не только портретное сходство, но и психологические и эмоциональные особенности изображенных героев передавали его произведения - запоминающиеся «лица, полные воинственной отваги».

Портретов 13 героев написать не удалось, и в галерее вместо них помещены пустые рамы, затянутые зеленым шелком, на которых указаны имена и воинские звания генералов.

Александр I вскоре охладел к своей идее. Место для строительства галереи при нем так и не было выбрано. Но Николай I, вступивший на престол после смерти брата, вернулся к замыслу открыть галерею.

В 1826 г. император Николай I осуществил идею Александра I создания во дворце портретной галереи в память о победе над Наполеоном.

Проект одного из самых значительных залов в системе парадных интерьеров Зимнего дворца составил архитектор К.И. Росси. Строил Военную галерею из существовавших здесь ранее шести небольших комнат. Галерея освещалась через застекленные проемы в сводах, поддерживающихся арками. Арки опирались на группы сдвоенных колонн, стоявших у продольных стен. Колонны из желтого стюка и красный оттенок стен гармонично сочетались с размещённой здесь живописью.

5 декабря 1826 г., в годовщину полного изгнания захватчиков за пределы России, состоялось торжественное открытие галереи. На нем присутствовали генералы и офицеры, а также солдаты Гвардии, награжденные медалями за Отечественную войну в 1812 г. и за взятие Парижа. После церковной службы они прошли торжественным маршем мимо портретов военачальников, под командованием которых некогда сражались.

В 1830 годах здесь часто бывал А.С. Пушкин. Он увековечил Военную галерею в стихотворении «Полководец», посвященном Барклаю де Толли:

У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Но сверху донизу, во всю длину, кругом,
Своею кистию свободной и широкой
Её разрисовал художник быстроокой.
Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн,
Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жён,
Ни плясок, ни охот, а всё плащи, да шпаги,
Да лица, полные воинственной отваги.
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью Двенадцатого года.

В 1949 году к сто пятидесятилетию со дня рождения А.С. Пушкина первые строки стихотворения «Полководец» были высечены на белой мраморной доске, укреплённой в простенке между колоннами. Напротив помещена картина Чернецова, изображающая Военную галерею такой, какой её знал и любил А.С. Пушкин.

В декабре 1837 года в Зимнем дворце произошел небывалый по масштабам пожар. Сильное пламя мгновенно охватило перекрытия, дворец заполыхал сверху. Спасти его было невозможно. Огонь стремительно распространялся по стенам, по резному дереву золоченых орнаментов, живописным плафонам, вощеным паркетам. Пожар не пощадил и галерею, но все портреты во время пожара были вынесены из огня и спасены солдатами гвардейских полков.

К.И. Росси в то время был уже в немилости, поэтому восстанавливал галерею В.П. Стасов. Он в основном сохранил её прежний характер, первоначальный вид. Однако архитектор в замысел Росси внес некоторые изменения, придавшие галерее законченный, торжественно-строгий и внушительный облик: удлинил галерею на 12 метров, а над широким венчающим карнизом поместил балкон для прохода на хоры смежных залов, для чего ликвидировал арки.

Это было сделано не только для усиления декоративного эффекта, но и в противопожарных целях: деревянные стропила перекрытий были заменены на железные.

В галерее на одной из торцовых стен, под балдахином, помещен конный портрет Александра I кисти Ф. Крюгера. До пожара там находился «Портрет Александра I» Джорджа Доу (Холст, масло. 238×152,3)

Во второй половине 1830-х гг. в галерее появились конные портреты союзников Александра I - прусского короля Фридриха Вильгельма III работы берлинского придворного живописца Франца Крюгера и австрийcкого императора Франца - Иосифа I работы венского художника Петера Иоганна Крафта. Кони как живые, один скачет галопом, другой - идет шагом, только не фыркают и копытами не стучат.

В центральной части Военной галереи, у входа в Большой тронный зал, находятся парадные портреты генерала-фельдмаршала М.И.Кутузова и великого князя Константина Павловича.

Портрет фельдмаршала М.И. Кутузова
Джордж Доу

1829 г.
Холст, масло

Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов (1745-1813) - ученик и сподвижник А.В. Суворова, выдающийся русский полководец, главнокомандующий в Отечественной войне 1812 года (с августа1812 г.), светлейший князь Смоленский, генерал-фельдмаршал.

На портрете Кутузов изображен в общегенеральском мундире и шинели, с лентой и орденами на груди - звездой ордена св. Андрея Первозванного, со звездами орденов св. Георгия I степени, св. Владимира I степени (Россия), Марии-Терезии (Австрия) и с портретом Александра I.

Портрет великого князя
Константина Павловича
Джордж Доу, Томас Райт

1834 г.
Холст, масло

Великий князь Константин Павлович - второй сын императора Павла I (1779-1831), воспитывался вместе со своим старшим братом, Александром, под наблюдением бабушки, императрицы Екатерины II. При воцарении Павла I Константин Павлович был назначен шефом Измайловского полка; в 1797 г. он стал генерал-инспектором всей артиллерии и главным начальником кадетских корпусов. Великий князь участвовал в Итальянском и Швейцарском походах А.В. Суворова.

При Александре I он принимал участие в войнах против Наполеона; при Аустерлице, равно как в кампании 1812-1813 гг., командовал гвардией. Со времени Аустерлицкого поражения.

Константин Павлович принадлежал к сторонникам мира с Наполеоном или к так называемой французской партии. В начале кампании 1812 года он находился при армии, но из-за разногласий с Барклаем-де-Толли уехал в Петербург. Вместе с Александром I Константин Павлович вступил в Париж. В 1814 г. он стал главнокомандующим польской армией и фактическим наместником Царства Польского.

Еще два портрета рассмотрели в Военной галерее 1812 года - Портрет Петра Ивановича Багратиона и Портрет Дениса Васильевича Давыдова.

Портрет Петра Ивановича Багратиона (1765-1812)
Джордж Доу

Не позднее 1825 г.
Холст, масло. 70x62.5 см

Петр Иванович Багратион происходил из древнего рода грузинских царей. Князь. С детских лет мечтал о военной службе. За 30 лет службы Багратион принял участие в 20 походах и 150 сражениях.

Талантливый военачальник, отважный генерал, один из самых славных и любимых народом героев Отечественной войны 1812 года.

«Искусство побеждать» он постигал у фельдмаршала Суворова. «Князь Петр» - так ласково называл Суворов Багратиона, отмечал его как «наиотличнейшего генерала, достойного высших степеней», подарил свою шпагу, с которой Багратион не расставался до конца жизни.

В русско-турецкой войне 1806-1812 г.г. Багратион был главнокомандующим Молдавской армией.

В войнах против наполеоновской Франции отряд Багратиона называли «Дружина героев». Кутузов, уводя войска маршем от Кремса к Ольмюцу, приказал Багратиону: «Лечь всем, но задержать врага». Дав клятву устоять, доблестный генерал с 6-тысячным отрядом весь день 4 ноября под Шенграбеном сдерживал натиск впятеро превосходившего его противника. Лишь получив сведения о благополучном отходе русских войск, он штыками проложил себе путь через кольцо окружения и присоединился к Кутузову, при этом привел еще пленных и принес захваченное знамя.

За этот блистательный подвиг он был удостоен чина генерал-лейтенанта, а 6-й егерский полк, составлявший основу его отряда, первым из полков русской армии получил в награду серебряные трубы с Георгиевскими лентами.

В ходе Бородинского сражения возглавлял левый фланг, по которому пришелся первый удар противника. Был смертельно ранен.

На портрете Военной галереи Багратион изображен одетым в общегенеральский мундир с золотым шитьем в виде дубовых листьев на воротнике, введенный в 1808 году. В таких мундирах большинство генералов появлялись перед войсками в дни решающих сражений, к которым, по традиции того времени, всегда готовились как к смотру, - люди переодевались в чистое белье, тщательно брились, надевали парадные мундиры, ордена, белые перчатки, султаны на кивера и т.д. Именно таким, каким изображен на портрете, - с голубой андреевской лентой, с тремя звездами орденов Андрея, Георгия и Владимира и многими орденскими крестами - видели полки Багратиона в Бородинском сражении, последнем в его славной боевой жизни. На портрете характерное лицо восточного типа выражает спокойствие и непреклонность, по свидетельству современников, свойственные этому герою в самом пекле боя.

Портрет Дениса Васильевича Давыдова (1784-1839)
Джордж Доу

Не позднее 1828 г.
Холст, масло.
70x62.5 см

Денис Васильевич Давыдов родился в старой дворянской семье, в Москве. Его отец Василий Денисович Давыдов был сподвижником Суворова и оставался верен суворовскому духу даже после полного краха своей военной карьеры, состоявшегося с приходом к власти Павла I.

Из четверых детей Василия Денисовича Денис был старшим и по свидетельствам очевидцев самым резвым и непоседливым. Его-то и заметил великий Суворов, прибывший в Полтавский легкоконных полк, которым командовал Василий Давыдов. «Ты выиграешь три сражения!» - благословил девятилетнего мальчика Суворов.

Военная карьера Дениса Давыдова началась в 1801 году. Не имея природных данных кавалергарда (Денис был небольшого роста), он все же пробился в гвардию и стал эстандарт-юнкером гвардейского кавалергардского полка. Однако в кавалергардах Давыдов пробыл недолго. Вольнолюбивый дух и независимость натуры обрекли его на недоверие со стороны властей.

Герой Отечественной войны 1812 г., военный писатель поэт, генерал лейтенант (1831 г.). Командуя партизанским отрядом из гусар и казаков, успешно действовал в тылу французской армии. Был близок к декабристам и А.С.Пушкину. В своих поэтических произведениях создал новый тип героя - воина патриота, человека деятельного, свободолюбивого, открытого. Денис Давыдов храбро сражался. Он наводил ужас на врага. Слава о боевых подвигах Давыдова вышла далеко за пределы России, о нем писали во многих европейских журналах и газетах. Лучшие граверы запечатлели его облик.

Пушкин, Жуковский, Вяземский, Баратынский, Языков и многие другие посвящали отважному партизану свои стихи.

Много в этот год кровавый,
В эту смертную борьбу,
У врагов ты отнял славы,
Ты — боец чернокудрявый
С белым локоном на лбу!

Н.М. Языков.

В заключении, Ирина Сергеевна предложила нам посмотреть на роспись потолка. Именно роспись, а не лепку, как ошибочно мы предположили вначале. Полуцилиндрический потолок расписан в технике гризель - одноцветная роспись, художник использует только один цвет.

Использованы материалы сайта Эрмитажа http://www.hermitagemuseum.org/

Назад

Программа встречи

Вперед

наверх
Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системой