Если вместе, мы все сильны!
События и мероприятия Центра
Меню сайта

Поиск по событиям


» События » Музейная педагогика » Государственный Эрмитаж
"Наш Эрмитаж"

Программа "Наш Эрмитаж"

Занятие второе

Следующим был - Пикетный зал.

С 1979 года зал был закрыт, 25 лет в нем хранились музейные фонды отдела Востока, ковры и другие предметы искусства, его не видело целое поколение.

Пикетный (или Новый) зал завершающий Большую анфиладу, появился на месте лестничной клетки и двух небольших комнат. Это был единственный случай в Зимнем Дворце, восстанавливаемом после пожара 1837 г., когда архитектор не был связан прежней композицией и оформлением. Пикетный зал был создан архитектором Владимиром Стасовым для развода внутреннего караула – пикета, отсюда и название зала.

Караул несла рота дворцовых гренадер, сформированная в 1827 г. из нижних чинов гвардейских частей, отличившихся в Отечественной войне 1812 г. и кампаниях 1813-1814 гг. Рота несла полицейскую службу в Зимнем дворце, принимала участие во всех торжественных мероприятиях и парадах. Полицейская служба состояла в постоянном надзоре за деятельностью дворцовой обслуги, выставлении караулов у покоев царствующей фамилии.

Зал посвящен истории российской армии.

Пикетный зал стал логическим завершением общей панорамы, расположенной в Галерее Отечественной войны 1812 года и Фельдмаршальском зале.

Мы увидели великолепный интерьер, стены, облицованные искусственным мрамор,живописную отделку потолка.

В зале дежурили гвардейцы, этим определяется строгость и военная тематика в оформлении интерьера. Отделка зала - рельефы, на которых изображены шлемы, шиты, копья, доспехи, медальоны со сценами сражения.

Восстановлен художественный паркет из редких пород дерева - самшита, амаранта, розы, черного и красного дерева, ореха, сандала. Обрела былую красоту бронзовая позолоченная люстра.

Познакомились с выставкой. В одной из витрин были представлены настольные украшения - «маленькие охотники», лань, олень, лев… - разные сцены охоты. Охота - очень характерная деталь русского дворянского быта XIX века. Ей посвящены многие страницы произведений русской литературы - описания охоты в романе Л.Толстого, рассказах и повестях И.Тургенева, - картины русских художников. Охота в России всегда была основным развлечением, забавой дворян и помещиков, проходила очень шумно, весело, в сопровождении охотничьих рогов, со множеством охотничьих собак.

Охота.
Пора, пора! Рога трубят:
Псари в охотничьих уборах
Чем свет уж на конях сидят;
Борзые прыгают на сворах.
А.С.Пушкин

Статуэтки из серебра, позолоченные. Пластика малых форм.

Серебро - драгоценный металл белого цвета. Благодаря своим уникальным природным качествам серебро занимает особое место в культурном наследии разных народов. С серебром человек знаком очень давно. В древних пирамидах археологи находили несметные сокровища, среди которых было множество великолепных изделий из серебра.

Особая ценность серебра в те далекие времена обуславливалась тем, что добывать его было гораздо труднее, чем золото.

Поэтому в известные периоды древнего Египта оно стоило дороже драгоценных камней и золота. Если солнце у древних ассоциировалось с золотом, которое считали священным металлом в Египте, то серебро было символом луны и считалось священным в древних Ассирии и Вавилоне. Знатные женщины древнего мира предпочитали серебряные украшения золотым. Древние серебро называли «белым золотом» за его красоту и качества наделяли этот драгоценный металл чудодейственными качествами. Благородный металл пластичен и долговечен.

Создавали художественные изделия из серебра и золота великие мастера. Особого расцвета литье достигло в эпоху Возрождения (XIV XVI вв.) во многих странах Европы, в том числе и в России. Горячий залив: серебро - металл, его расплавляли, а потом заливали в формы. - «Красота, рожденная в огне». Другой вид художественной обработки металла в холодном состоянии - чеканка.

Интересные экспонаты были представлены и во второй витрине: настольное украшение «Боги Олимпа», фигурки богинь - Афина, Гера, Афродита, бога Зевса. Среди представленных экспонатов, безусловно, интересных и оригинальных, привлекают внимание Кубки нюрнбергских мастеров - небольшая часть обширной коллекции немецкого серебра. Это художественные изделия из серебра, приобретавшиеся или заказывавшиеся в Германии со времен Петра I и даже его отца, царя Алексея Михайловича, для царской семьи и императорского двора.

Нюрнберг - город, стоявший на пересечении важнейших торговых путей, был центром немецкого ювелирного искусства. Среди широкого разнообразия форм изделий из серебра, создававшихся немецкими мастерами в Эпоху Возрождения (XVI-XVII веках), особого внимания заслуживают питьевые сосуды - фигурные кубки для вина. Немецкие мастера не имеют себе равных в их создании, их изделия призваны были удивить и поразить зрителя своей необычностью, восхитить технической виртуозностью. Кубок-лошадь, кубок-лев, кубок-сова, кубок - кораблик - все они кубки-забавы.

Кубок в виде женской фигуры, одетой в платье, был выполнен мастером Вольфом Эйшпингером в 1580-е годы.

Кубок шуточный, перевертывающийся - юбка служит кубком.

Свадебный кубок, был широко распространен в последней четверти XVI столетия. Кавалеру и даме надо было выпить вино из кубков, не расплескав его. Кавалер пил из большой чаши, дама - из маленькой.

Юбка и чаша над головой украшены орнаментом в виде цветов и плодов граната.

На голове женской фигуры укреплены дужки с завитками и гермами, поддерживающие вторую, меньшую, чашу на шарнирах. В правой руке женщины - букет, в левой - перчатки.

Удивительно изящный, пропорциональный и строгий по форме кубок.

Изумляет виртуозная чеканка. С большим умением мастер имитирует чеканкой фактуру различных материалов: тонкого кружева, бархата, золотых украшений.

Посмотрев выставку, прошли в Александровский зал.

Зал посвящен памяти императора Александра I и Отечественной войне 1812 года.

В зале Ирина Сергеевна сразу же обратила внимание на большой медальон с аллегорическим портретом Александра I - в образе древнеславянского божества Родомысла.

Российский император с 1801. Александр I - старший сын Павла I. Был военным человеком, вел успешные войны с Турцией (1806-1812) и Швецией (1808-1809).

Вторжение наполеоновских армий в Россию (о котором он узнал, находясь в Вильно) было воспринято Александром не только как величайшая угроза России, но и как личное оскорбление, а сам Наполеон стал отныне для него смертельным личным врагом.

Победа над Наполеоном усилила авторитет Александра, он стал одним из могущественнейших правителей Европы.

Александровский зал Зимнего дворца создан после пожара 1837 года А.П. Брюлловым.

Нежный голубой - цвет неба, желтые люстры - солнце.

Расположенные во фризе 24 медальона с аллегорическими изображениями наиболее значительных событий Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 гг. воспроизводят в увеличенном виде медали скульптора Ф.П. Толстого.

В Александровском зале устраиваются временные выставки. Нам посчастливилось увидеть выставку «Придворный художник Лауренс Туксен». Представлены портреты российской императорской семьи: Александра III и его сына Николая II, последнего монарха России.

Датский художник Лауренс Туксен почти 40 лет был придворным художником. На выставке представлено 16 картин художника из разных музеев - Эрмитажа, Павловска, Государственного музея искусств Копенгагена.

Сама выставка приурочена к церемонии захоронения дочери короля Дании Кристиана IX принцессы Дагмар, после принятия православного крещения - Марии Федоровны, жены Александра III, императрицы Государства Российского.

Задержались у парадного, придворного портрета - «Портрет императора Александра III, императрицы Марии Федоровны и великого князя Михаила Александровича» 1884 года. На картине мы видим Марию Федоровну, преданной женой и любящей матерью. Осанка и взгляд без атрибутов власти убеждают, что изображены венценосные особы.

Осталось подойти к окну и узнать, что видно из окна Александровского зала?

Из окна мы видим Дворцовую площадь - главную площадь нашего города, в центре - Александровскую колонну (арх. Огюст Монферран) - памятник Отечественной войны 1812 года. Напротив дугообразное здание Главного штаба (арх. К.И. Росси) с Триумфальной аркой, венчает арку скульптурная группа «Колесница Славы». С восточной стороны Дворцовой площади расположено большое здание штаба Гвардейского корпуса (арх. А.П. Брюллов). Различные по стилям здания великолепно организуют пространство.

Использованы материалы сайта Эрмитажа http://www.hermitagemuseum.org/

Назад

Программа встречи

Вперед

наверх
Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системой