Если вместе, мы все сильны!
События и мероприятия Центра
Меню сайта

Поиск по событиям


» События » Музейная педагогика » Государственный Эрмитаж
"Наш Эрмитаж"

Программа "Наш Эрмитаж"

Занятие второе

Второе занятие Ирина Сергеевна Тиунова начала в Гербовом зале.

- Посмотрите вокруг, какое первое впечатление производит на вас этот зал?

- Много золота, - золотой зал; похож на солнце, сияет и сверкает.

В очень глубокой древности нашел первобытный человек самородок золота, подумал, что это кусок солнца. Потом научился его обрабатывать.

Гербовый зал поражает своей обильной позолотой.

- Как вы думаете, сколько золота ушло на украшение зала?

- 100 кг, очень много…

- На самом деле израсходовано 7 кг золота - так как для отделки использованы очень тонкие пленки позолоты.

Гербовый зал большой, второй по величине в Зимнем дворце, его площадь составляет 1000 кв.м.

Зал несколько раз перестраивали, и при каждой перестройке присваивали ему новое название. Ф.Б.Растрелли выстроил его как галерею. Галерея называлась Светлой из-за обилия света, вливавшегося в нее через два ряда окон по одной из ее сторон. Противоположная сторона галереи украшена ложными окнами, в которые вставлены 60 привезенных из Парижа зеркал.

По велению Екатерины II, галерея была расширена и перестроена архитектором Ю.М. Фельтеном. Ее стали называть Белым залом, потому что стены и колонны были облицованы белым искусственным мрамором. В красивом, ярко блестевшем зеркалами зале устраивали царские приемы.

Восстанавливая Гербовый зал после разрушительного пожара 1837 года, архитектор В.П. Стасов оформил его по собственному проекту, значительно увеличил длину, почти полностью изменил отделку зала. Посмотрите, какой он величественный и торжественный. Сочетание белого цвета и позолоты придает ему праздничный и в то же время строгий вид. Прекрасный зал, поражает своей красотой.

Зал был предназначен для торжественных церемоний, балов и приемов. При Николае II в нем находились высшие гражданские чины и их жены, имевшие право приезда ко двору, устраивались ужины после больших балов и парадные обеды.

Значительность и нарядность залу придает стройная колоннада - внушительные, тяжелые, золоченые колонны.

Деревянные ионические колонны В.П.Стасов заменил кирпичными нарядного коринфского ордера. Колонны поставил парами на беломраморные пьедесталы. Посмотрите, золоченые колонны стоят парами, шагают ровными шагами. На такие же пьедесталы опираются парные пилястры, размещенные за колоннами между окнами. Вместе с колоннами они не только украшают, но и служат опорой - несут балкон. Балкон с балюстрадой, фриз с орнаментом из акантовых листьев дополняют впечатление величия и торжественности зала.

- Почему зал называется Гербовым?

Обратите внимание на люстры, освещающие и украшающие зал. Люстры - настоящее произведение искусства. По краям золоченых бронзовых люстр укреплены щитки с гербами. Изображения гербов всех губерний России, помещенные на люстрах, и дали название залу.

- Сколько в зале люстр?

В Гербовом зале висят три большие люстры и четыре малые. Каждая люстра украшена гербами. В больших люстрах по 12 гербов, в малых - по 4, а всего во всех люстрах 52 герба губерний России, принимавших участие в Отечественной войне 1812 года.

Обратите внимание на четыре скульптурные группы древнерусских воинов, помещенные на торцовых стенах по обе стороны от входов. Русские витязи, воины-победители, одетые в старинные русские боевые одежды. На древках их знамен были закреплены щитки с гербами российских губерний, что определило название зала. Такие же гербы художники написали на падугах потолка, ими же украсили люстры и сам зал стали называть Гербовым.

Президент Академии художеств А.Оленин, знаток древнерусской истории, выполнил эскизы скульптур. По этим эскизам К.Росси сделал рисунки скульптурных групп, а по ним несколько скульпторов в Академии художеств изготовили модели. Комиссия выбрала модель В.И.Демут-Малиновского. В декабре 1830 года четыре скульптурные группы высотой 3,49 м были установлены.

Над созданием такого великолепного зала трудились лучшие мастера различных специальностей - лепщики, позолотчики, паркетчики.

В наши дни Гербовый зал, как и многие другие залы Зимнего дворца, является выставочным помещением.

До реставрации в Гербовом зале экспонировалась богатейшая коллекция западноевропейского серебра XVI - XIX веков.

Искусство золотых и серебряных дел мастеров занимает ведущее место среди всех художественных ремесел. Особая значимость этого вида декоративно-прикладного искусства во многом обусловлена большой ценностью самого материала. Коллекция западноевропейского серебра XVI-начала XX века в Эрмитаже насчитывает около четырех тысяч экспонатов и по своей полноте и значимости не уступает крупнейшим коллекциям мира. На выставке были представлены коллекции английского и французского серебра XVIII века, немецкого серебра XVI-XVIII столетий.

Выставка позволяла познакомиться со всеми стилями: Ренессанса, маньеризма, барокко (немецкие серебряные изделия), рококо, классицизма, ампира (произведения французских серебряников).

В настоящее время в зале можно полюбоваться чашей из авантюрина работы екатеринбургских камнерезов XIX в.

Эрмитаж справедливо называют сокровищницей русского цветного камня. Многочисленные вазы, чаши, канделябры, столешницы из уральских и алтайских самоцветов, хранящиеся в залах музея, выполнены в XIX в. на Петергофской, Колыванской и Екатеринбургской гранильных фабриках.

Уникальная ваза из светлого авантюрина экспонируется в центре Гербового зала Эрмитажа. Приятного цвета, превосходного мерцания.

Красивая ваза, ставшая одним из лучших изделий из авантюрина. Поражают ее размеры - диаметр чаши 246 см, высота вазы вместе с ножкой 146 см, полный вес порядка 250 пудов (свыше 4 тонн). Диаметр чаши намного превышает ее высоту. Хорошо найденное отношение диаметра чаши к высоте, простота и ясность форм придают ей подлинную монументальность.

Чаша из таганайского авантюрина.1842.

Екатеринбургская гранильная фабрика.

Чаша вазы и ножка изготавливались отдельно.

Если внимательно посмотреть, то можно увидеть разницу в подборе камня. Ножка - охристо-золотистого тона со значительным количеством прожилок; в камне чаши большое место занимают молочно-розовые и бело-опаловые тона. Благодаря полировке мягко разлившиеся молочно-розовые тона, иногда переходящие в чисто-белые, иногда - в красноватые, особенно красивые.

Обработка этой вазы сопровождалась большими трудностями. Первоначально вручную была сделана грубая отделка. Затем ваза была установлена в специальном помещении на особом приспособлении, чтобы придать чаше идеальную круглую форму. Ваза из таганайского авантюрина была изготовлена по рисунку известного в те годы архитектора и художника, знатока камнерезного искусства Ивана Ивановича Гальберга (1778-1863). Непосредственно же созданием этой вазы руководил потомственный уральский камнерез Гаврила Фирсович Налимов (1807-1867).

Работа над авантюриновой вазой продолжалась несколько лет и завершилась только в 1842 году. Встал вопрос о перевозке уникального изделия в Петербург, поскольку ваза предназначалась для нового Эрмитажа. Вес вазы оказался весьма большим, поэтому было решено доставлять ее в столицу водным путем. Сотни верст проплыла авантюриновая ваза, чтобы добраться до Петербурга.

Очень красивая эта ваза из авантюрина. Привлекает внимание общая выдержанность камня, его полировка. Так и хочется любоваться вазой: тело чаши круглое и плоское, лишено рельефных украшений, только по низу идут выпуклые ложки, затем поясок и резная ножка.

Известно, что копия авантюриновой эрмитажной вазы высотой 125 см хранится в Павловском музее-дворце под Петербургом.

Надеемся увидеть и другие изделия из авантюрина, хранящиеся в Эрмитаже - вазы, столы…

Еще раз осмотрелись вокруг: покрытые сусальным золотом колонны, лепные карнизы, балюстрада, розетки, орнаменты, люстры - все это создает впечатление парадности и роскоши.

Подошли к окну.

- Что видно из окна? - сад, внутренний двор Зимнего дворца, фонтан.

Большой парадный двор Зимнего Дворца мы видим, когда приходим в Эрмитаж со стороны Дворцовой площади.

С момента своего создания Большой парадный двор Зимнего дворца служил входом во дворец. Сюда въезжали кареты, а в зимнее время – сани. Во времена Франческо Бартоломео Растрелли, создателя царской резиденции, двор являлся местом размещения не только карет, но и дворцовой гвардии.

В течение почти ста лет двор был вымощен булыжником, так же как и Дворцовая площадь.

В центре двора разбит сад. Фонтан из финляндского гранита. По обеим сторонам сада на гранитных тумбах установлено по шесть фонарей.

Использованы материалы сайта Эрмитажа http://www.hermitagemuseum.org/

Программа встречи

Вперед

наверх
Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системой