Если вместе, мы все сильны!
События и мероприятия Центра
Меню сайта

Поиск по событиям


» События » Музейная педагогика » Государственный Эрмитаж
"Наш Эрмитаж"

Программа «Наш Эрмитаж»

Начиная с 2004 года, для детей и родителей Центра «Анима» в залах музея проводятся систематические занятия по программе, которая называется «Наш Эрмитаж».

Автором программы является методист по работе с особыми детьми Школьного центра Эрмитажа Лариса Ярославовна Шосток.

Проводит занятия научный сотрудник-искусствовед Эрмитажа Ирина Сергеевна Тиунова.

Программа охватывает почти все экспозиции музея, рассчитана на ежемесячные посещения в течение года. Методика занятий направлена на развитие восприятия и творческого потенциала ребенка, строится на активной диалоговой форме, используются игровые моменты.

15 октября 2006 года для вновь сформированной группы детей и родителей Центра «Анима» состоялась первая встреча с Эрмитажем.

Познакомились. Поговорили о том, что такое музей, что можно увидеть в музее и для чего ходят в музей.

Дети вспомнили музеи, которые они посещали в Санкт-Петербурге: Эрмитаж, Русский музей, Этнографический музей, Музей Арктики и Антарктики, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи… В музеях можно увидеть картины, скульптуры, мебель, одежду, предметы быта и многое-многое другое. Музеи - это место, где собираются и хранятся памятники искусства, красивые и удивительные творения природы и человека. Уникальные коллекции рассказывают о том, как жили люди в прошлом, поэтому музеи - это еще и храмы истории. В музеи люди ходят, чтобы посмотреть на произведения искусства, приобщиться к красоте, что-то узнать и духовно обогатиться.

Музей, в который мы пришли сегодня, называется «Государственный Эрмитаж», один из крупнейших художественных музеев мира, он имеет 5 дворцов: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Большой (Старый) Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Эрмитажный театр.

Мы с вами находимся в главном здании Государственного Эрмитажа - Зимнем дворце. Зимний дворец - самое большое здание музейного ансамбля Эрмитаж.

Очень красивое здание зеленоватого цвета с белыми колоннами. Почему его называют «Зимний»? - Жили зимой. Строили для царя (строился как официальная царская резиденция по заказу дочери Петра Великого Елизаветы Петровны), нужно было царя прославлять, поэтому здание красивое, величественное. Трехэтажное здание, занимающее целый квартал поражает грандиозностью масштаба и великолепием отделки. Изобилие статуй и ваз на крыше, нарядная окраска придают облику здания пышность.

Кто мог создать такой дворец? - Архитектор. Автор проекта - великий архитектор эпохи барокко Бартоломео Франческо Растрелли.

Граф, итальянец по происхождению, Растрелли родился в Париже. Сын архитектора и скульптора Карла-Бартоломео Растрелли учился у отца. В 1716 году приехал в Санкт-Петербург с отцом, заключившим договор с императором Петром I. С 1722 года начал работать самостоятельно как архитектор. С воцарением императрицы Елизаветы Петровны в 1741 году стал ее любимым придворным архитектором.

Какие мастера трудились, создавая дворец? Кто в нем работал прежде и работает сейчас? - Всех не перечислить: плотники, штукатуры, маляры (цвет покраски здания менялся несколько раз), художники, резчики по камню и дереву, лепщики, позолотчики и паркетчики… Работы велись в строгой очередности… сегодня создан научно-исследовательский центр, проводятся поисковые экспедиции, есть хранители музейных коллекций, реставраторы….

Растрелли Ф.-Б.  Главная лестница Зимнего дворца.
Иорданская лестница (Посольская).

Сравнивая с лестницей своего дома, дети стали отмечать необычное в главной лестнице Эрмитажа:

• широкая лестница
• много площадок
• из белого камня - мрамора
• преобладает белый цвет с золотым
• лестница величественная, роскошная, поистине царская
• ступеньки невысокие, по ним удобно подниматься в длинных бальных платьях
• беломраморная лестница разветвляется в разные стороны: вправо и влево, расходится двумя широкими торжественными маршами, которые вновь соединяются у верхней площадки
• занимает всю высоту здания (высота 22 метра)
• на стенах затейливая позолоченная лепнина, орнаменты в стиле барокко; (стилю барокко присуща пышность, парадность, обилие золота, что мы и увидели в этом интерьере)

«Олимп»
(плафон) 1750-е гг.

• на верхней площадке - монолитные колонны из серого (сердобольского) гранита - петербургского камня; десять монолитных колонн в греческом стиле украшают и поддерживают своды лестницы
• потолок - украшен росписями в стиле эпохи Возрождения, целая картина: небо, облака, божества - огромный живописный плафон с изображением Олимпа, созданный итальянскими живописцами (Дициано Гаспаро, XYIII в.); за счет потолка лестница кажется еще выше.

Парадная лестница была восстановлена после пожара 1837 г. В.П. Стасовым, сохранившим в общих чертах замысел Ф.Б. Растрелли. В XYIII в. лестницу называли Посольской - послы иностранных держав поднимались по ней, направляясь во дворец на прием. Позже лестницу стали именовать Иорданской - по ней во время праздника Крещения из Большого собора Зимнего дворца спускались члены императорской фамилии и высшее духовенство к Неве для совершения обряда великого водосвятия, для чего во льду реки делалась прорубь (крестный ход). Церемония называлась «ходом на Иордан».

• что еще необычного в декоративном убранстве лестницы? - зеркала; в них отражаются лестница, окна. Включены зеркала неслучайно, с их помощью раздвигаются пределы лестницы. Пронизанный светом, сверкающий позолотой и зеркалами интерьер занимает всю высоту здания Зимнего дворца.

Статуя«Владычица»
в центральной нише

• стены украшает декоративная скульптура эпохи Древнего Рима. Поднимаясь по лестнице в центральной нише - статуя «Владычица», она была привезена из Таврического дворца

• выше - опять скульптуры - и тоже необыкновенные женщины - богини. Мраморные статуи в нишах, изображающие «Могущество», «Справедливость», «Власть» были взяты из Летнего сада, скульптурные произведения «Антиной», «Диана», привезены из Италии при Петре I.

Александр Иванович Теребенев был приглашен к восстановлению Зимнего дворца после ужасного пожара, и он ставит две декоративные аллегорические статуи для Иорданской лестницы - «Мудрость» и «Правосудие» и фигурки детей над окнами этой лестницы. Каждая скульптура им тщательно продумывалась, до мельчайших деталей, выверялась в композиции с замыслами других архитекторов.

Поиграли в игру «Угадай по описанию и найди скульптуру»:

Статуя«Правосудие»
Середина XIX в.
А.И. Теребенев

• Женщина в белом длинном плаще, на голове шлем, с копьем и щитом в руках? - Это Афина - богиня военного искусства, воительница, покровительствовала только справедливым войнам - богиня справедливой войны и победы.

• Женщина в мантии, в одной руке держит весы, в другой меч? - богиня правосудия. В римской мифологии - Юстиция. В греческой мифологии - Фемида - изображается держащей в одной руке меч, а в другой весы, с повязкой на глазах, которая символизирует беспристрастность.

Мантия. Это торжественное, ритуальное одеяние, которое предназначено для совершения определенной церемонии. Смена мирского одеяния на особое, возвышенное, должно помочь судье настроиться на духовный переход в соответствующее ритуалу состояние. То есть, облачаясь в мантию, человек полностью отдается во власть божественного провидения, которое и должен неукоснительно исполнить во время судебного заседания. Иногда богиня правосудия изображалась в древних мифологических сюжетах с рогом изобилия в руках – этот символ подчеркивал, что благополучие граждан, их материальное благосостояние немыслимы без законности и правопорядка. Историкам также известно скульптурное изображение Фемиды, где она держит в руках факел, который освещает путь к истине. Весы - древний символ меры и справедливости: они взвешивают добро и зло, вину и невиновность. Меч - символ возмездия и воздаяния, а также символ духовной силы. Он обоюдоострый,ведь закон не только карает, а и предупреждает. Меч у богини правосудия опущен потому, что карать нужно только в случаях, когда в вине человека полностью разобрались.

ПАРАДНЫЕ ЗАЛЫ ЗИМНЕГО ДВОРЦА
О. Монферран. Фельдмаршальский зал.

В зале предполагалось разместить портреты фельдмаршалов, отсюда и название - Фельдмаршальский зал. К открытию зала в позолоченных рамах поместили новые портреты Румянцева, Потемкина, Суворова, Кутузова, Дибича и Паскевича. Портреты в полтора человечьих роста, в ярких красках.

Зал белый - в отделке использован искусственный белый мрамор - строгий по рисунку плафон, да и сам зал как будто строгий с виду, и в то же время красивый, парадный. Красивые колонны, красивые выполненные из золоченой бронзы люстры, многоцветный паркет. В таком зале легко представить военных: гусаров, дворцовых гренадёров.

Военная тематика активно использована в отделке зала. Лепной декор на тему военной атрибутики - шлемы, мечи, щиты, венок победы. В гризайльных росписях зала также использованы изображения трофеев и лавровых венков. На люстре - снова военные атрибуты - щиты, мечи, венки, шлемы. Даже карниз выполнен в виде копья.

В мундире, расшитом по груди, золотыми галунами, с форменной шляпой под мышкой и при шпаге, в белых панталонах, чулках и лакированных туфлях среди камер-юнкеров по этому залу проходил поэт Александр Сергеевич Пушкин. А, зайдя в Военную галерею, он стоял перед портретом фельдмаршала Барклая.

В простенках между пилястрами помещены парадные портреты русских фельдмаршалов. В этом зале представлены «Большая» французская карета (если не путешествует по выставкам), произведения западноевропейской и русской скульптуры, а также изделия Императорского фарфорового завода первой половины XIX в.

Петровский (Малый тронный) зал.

В Эрмитаже можно полюбоваться различными предметами дворцовой обстановки. Этот зал посвящен памяти Петра I, поэтому называется «Петровский». Главное место в этом зале занимает трон - второе название зала «Малый тронный».

Трон - это монументальное кресло с высокой спинкой. Серебряный царский трон, выполненный лондонским мастером XYIII века Н. Клаузеном. На самом деле царский трон сделан из дерева, но сверху его резные спинка, ножки и подлокотники покрыты позолоченным серебром. Сиденье и спинка трона обиты алым бархатом, на котором золотом вышито изображение двуглавого орла. Вся поверхность покрыта сплошным чеканным орнаментом, составленным из акантовых листьев, завитков, розеток, сетчатого узора. Локотники заканчиваются орлиными головами, а передние ножки - орлиными лапами. Рядом с троном стоит скамеечка для ног, также обитая алым бархатом и в обрамлении из серебра.

Трон располагается на возвышении, точно под звездным полукуполом. К нему ведут три бархатные ступеньки. Над троном в высоте сияет своими раздвоенными полушариями корона императоров. Чуть ниже над картиной снова видим двуглавого орла. Орел - самая главная птица, сильная, гордая. Над головой у орла - корона, в лапах - шар и скипетр - символы царской власти. Двуглавый орел - главный символ государственного герба Российской Империи.

Вот как описывался герб: «в золотом щите чёрный двуглавый орёл, коронованный двумя императорскими коронами, над которыми такая же, но в большом виде, корона, с двумя развевающимися концами ленты Андреевского ордена. Государственный орёл держит золотые скипетр и державу. На груди орла герб московский: в червлёном с золотыми краями щите Святой великомученик и Победоносец Георгий…»

Скрещенные латинские вензеля Петра (две заглавные латинские буквы «Р» - «Petrus Primus» - Петр Первый), двуглавые орлы и короны включены в отделку всего зала. Стены покрыты малиновым бархатом, ему больше 100 лет, заказан был во Франции. По бархату мастерами - золотошвеями были вышиты серебряными нитями двуглавые орлы. В ритмичном чередовании располагается тысяча орлов.

Двуглавые орлы включены в мотивы лепного орнамента капителей колонн и пилястр, в роспись потолка. Сколько орлов летает над головой: сначала они большого размера, потом размер уменьшается, орлы все меньше и меньше, а потолок кажется все выше и выше.

А какой красивый пол - наборный паркет из цветного дерева выглядит как настоящий ковер. Сначала архитектор придумывает узоры, а потом паркетчики выстилают, используя множество разных пород деревьев: кору дуба, липы, каштана, ореха…  Серебряные торшеры и бра были установлены после пожара 1837 г.

В украшении зала использованы гирлянды из лавровых листьев.

Из различных лавровых деревьев древнее и устойчивое символическое значение имеет лавр с маленькими листьями (среди которых обнаруживаются коричное дерево и авокадо) - Laurus nobilis, - из которого делалась корона победителю.

Со времен греко-римской древности лавр, его ветви, лавровые венки и гирлянды - символ славы, победы или мира. Триумфаторы надевали лавровый венок; суда победителей украшались лаврами. В особо торжественных случаях лаврами венчался весь народ. Слово лауреат произошло от обычая украшать лаврами головы людей, преуспевших в науках или искусстве.

Поскольку лавровые листья никогда не увядают, оставаясь зелеными, лавр стал символом вечности, обновления жизни и бессмертия. Это значение более характерно для лаврового венка или гирлянды.

Петровский (Малый тронный) зал отличался торжественной пышностью.

Два батальных полотна: «Битва при Полтаве» и «Сражение под Лесной», картина «Петр с Миневрой» (Д. Амикони) прославляли Петра - создателя могущественной империи.

В верхней части стен зала помещены батальные полотна - «Битва при Лесной» и «Полтавская битва», - представляющие Петра Великого в сражениях Северной войны (художники П. Скотти и Б. Медичи).

ПОЛТАВСКАЯ БИТВА. Весной 1709 во время Северной войны шведский король Карл XII осадил город Полтаву, который защищал небольшой гарнизон. К лету Петр стянул к Полтаве до 50 тысяч войска, против 28 тысяч шведов. 27 июня Карл XII атаковал русских, но через 7 часов жаркого боя шведы были обращены в бегство; шведская армия была уничтожена. Эта победа очень возвысила Россию; Швеция обратилась во второстепенную державу.

Кто такой Петр I? - российский царь, первый российский император, основатель нашего города Санкт-Петербурга. - Сколько лет нашему городу? У каждого из нас есть дата рождения? Кто знает дату основания Санкт-Петербурга? - 27 мая 1703 года. 27 мая 2003 года петербуржцы праздновали 300-летие города на Неве.

Картина «Петр с Миневрой»

Петр I - реальный человек, а рядом с ним шагает богиня - Миневра - в древнеримской мифологии - богиня мудрости, покровительница наук, искусства, ремесел. Миневра отождествлялась с древнегреческой богиней Афиной.

Картина написана в 30-х годах XVIII века в Лондоне венецианским художником Д. Амикони (где он в то время жил) для русского посла при английском дворе - Антиоха Кантемира.

Картина заключена в обрамление из белого мрамора и бронзы, украшенное двумя монолитными колоннами из ревневской яшмы и увенчанное вензелем Петра I и короной.

наверх

Программа встречи

Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системой