Эрмитаж. Античное искусство - События и мероприятия Центра - Персональный сайт
Если вместе, мы все сильны!
События и мероприятия Центра
Меню сайта

Поиск по событиям


» События » Музейная педагогика » Музей кукол
Эрмитаж. Античное искусство

Зал Диониса

Экспозиция зала включает произведения римской декоративной скульптуры, которые в основном повторяют греческие образы. Начиная с конца II в. до н.э. копии изготавливались в огромном количестве для украшения садов, библиотек, галерей и портиков.

Зал Диониса в Новом Эрмитаже, построенном по проекту Лео фон Кленце в 1851 г. для Императорского музея, первоначально предназначался для выставки древней скульптуры. Стены зала отделаны темно-красным искусственным мрамором, на фоне которого эффектно выделяется скульптура; потолок с кессонами декорирован мелким растительным орнаментом.

Название залу дала большая статуя Диониса (к. IV в. до н.э.), входившая в царскосельскую коллекцию Екатерины.

Один из наших эрмитажных шедевров.

Мрамор не сохранил своей чистоты и свежести, но если представить ее во всей первозданной чистоте белоснежного мрамора, слегка окрашенного под телесный цвет, как делали греки, со зрачками, излучающими свет и жизнь, все меняется.

Богиня только что искупалась и вышла на уединенный берег; услышав чьи-то голоса, она оглянулась в сторону, движения ее рук нетрудно угадать.

Афродита (Венера Таврическая)

Римская копия с греческого оригинала III в. до н.э.

Мрамор

А знаете ли вы, откуда взялась в Эрмитаже Венера Таврическая? Из Тавриды? Из Греции? Из Италии?

Или из Таврического дворца? Видимо, да. Но туда она попала из Летнего сада, где мраморная статуя обнаженной богини была впервые в России выставлена на всеобщее обозрение летом 1719 года.

На Руси еще не видели белых дьяволиц, как христиане называли изваяния богини любви и красоты, ломая ей руки и сбрасывая в канаву. Отрытую из-под земли статую, столь редкой сохранности и уникальной красоты, купить, оказалось, не так просто: Ватикан, прознав о находке и сделке, наложил арест на статую Венеры.

Пришлось вмешаться министрам царя, вступить в переговоры с кардиналами, обещать им доставить мощи святой Бригитты, прежде чем позволили покинуть пределы благословенной Италии Венере.

Вывезти ее морем не решились: а вдруг буря, кораблекрушение? Везли не спеша через Вену и на санях, дождавшись зимы. Чуть ли не год или два царь Петр, совершив второе путешествие по Европе, пережив трагедию с бегством сына к австрийскому императору и смерть младшего сына, вел переписку со своими послами о доставке Венус в Санкт-Петербург. Постигшие бедствия не сломили его дух. Он устроил на Неве и в Летнем саду уникальное для православной Руси празднество в честь античной гостьи.

Однажды по залам Эрмитажа ходил наш поэт Николай Доризо. Ходил и увидел статую Афродиты (или Венеры). И написал стихи.

У статуи Венеры

Нет, ее красота
Не творенье всевышнее!
Так с какой же она
Снизошла высоты?
Взяли камень.
Убрали из камня все лишнее,
И остались
Прекрасные эти черты.
Жизнь моя,
Я тебя еще вроде не начал.
Торопился,
Спешил,
Слишком редко
Встречался с тобой.

Я троянскую
Хитрую лошадь удачи,
Словно дар, принимал
И без боя проигрывал бой.
Но с годами не стал я
Внутри неподвижнее.
В каждой жилке моей
Ток высокой мечты.
Взять бы жизнь.
Удалить
Все неглавное,
Лишнее.
И останется гений
Ее красоты.

Когда мы идем по нашему городу, мы видим дома, балконы, портики, которые поддерживают сильные великаны - атланты.

А на каком здании самые знаменитые атланты, символ нашего города?

Сейчас выйдем и пойдем к атлантам.

Вот они атланты, самые знаменитые - 10 фигур гранитных атлантов. Они 150 лет поддерживают портик здания Нового Эрмитажа, в котором мы с вами находимся.

А сколько было атлантов в Греции? - Один. Атлант - титан, древнее доолимпийское божество, отличающееся мощной силой.

Портик Нового Эрмитажа расположен на главном (южном) фасаде здания, выходящем на Миллионную улицу. До середины 1920-х годов здесь был вход в музей.

Портик украшают 10 фигур атлантов работы скульптора А.И.Теребенёва из серого сердобольского гранита, стоящие на постаментах из гранита-рапакиви.

Остальные элементы портика - пилоны, фриз и колонки балкона - выполнены из кирновского мраморированного известняка. Во время реставрации здания 2000 года кирновский камень был закрашен под вид штукатурки, в результате чего исчезли его естественный цвет и фактура.

Атланты Эрмитажа являются одним из символов Санкт-Петербурга; именно они вдохновили Александра Городницкого на написание песни «Атланты»:

Когда на сердце тяжесть
И холодно в груди,
К ступеням Эрмитажа
Ты в сумерки приди,

Где без питья и хлеба,
Забытые в веках,
Атланты держат небо
На каменных руках…

В 1846 году Теребенёв изготовил по собственным эскизам модель атланта в натуральную величину, которая в итоге и была принята.

Изготовление всех фигур велось под руководством Теребенёва в течение двух лет. Ему помогали около 150 каменотёсов, каждый из которых занимался своей частью - руками, ногами, торсом…; лица Тербенёв заканчивал собственноручно.

Фигуры были установлены к 1 сентября 1848 года.

Автор проекта здания Нового Эрмитажа архитектор Л. Кленце писал: "Красота и благородный стиль этих скульптур, чистота и тонкость работы и блеск полировки не оставляют желать ничего лучшего и позволяют заявить, что если египетские фараоны выполняли свои монолитные колоссы, то эти теламоны для Крайнего Севера ничуть их не хуже."

Оглянитесь вокруг - строили так, чтобы мы с вами почувствовали себя в греческом храме.

Стены облицованы искусственным мрамором - так делают в Греции.

Под ногами у нас - каменный пол, мозаичный или выложенный каменными плитами.

Здесь у нас колонны. И такие колонны тоже впервые появились в Греции. Посмотрите наверх колонны - видите оформление в виде завитка. Было три архитектурных ордера, стиля в Древней Греции: сначала появился дорический - лаконичный, мужественный, монументальный - во времена античности считался «мужским» ордером.

Наши колонны оформлены ионическим стилем - ионический ордер во времена античности считался «женским» ордером, за счет своей утончённости, изысканности и дополнениями разнообразными украшениями. И самый пышный - коринфский ордер. Характерной особенностью этого ордера является колоколообразная капитель, покрытая стилизованными листьями аканта.

На главную

Назад

1 2

наверх
Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системой