"Не теряйте веру в чудо!". 2010. Декабрь - События и мероприятия Центра - Персональный сайт
Если вместе, мы все сильны!
События и мероприятия Центра
Меню сайта

Поиск по событиям


» События » Благотворительные акции » 2010. Декабрь
"Не теряйте веру в чудо!"

Второй зал И.Е.Репина

Над картиной из истории Запорожской Сечи, ставшей одной из самых значительных работ Ильи Репина, мастер работал около двенадцати лет (1878-1891).

«В душе русского человека есть черта особого скрытого героизма, - писал Репин, приступая к «Запорожцам». – Это - внутри лежащая, глубокая страсть души, съедающая человека, его житейскую личность до самозабвения. Такого подвига никто не оценит: он лежит под спудом личности, он невидим. Но это - величайшая сила жизни, она двигает горами… Она не боится смерти».

Засечной чертой, вырубкой лесной полосы, определялись когда-то границы России. К засекам, к сечам собирались беглые крепостные, записывались в казачество – в пограничное войско землепашцев. Была и Запорожская Сеча, на Днепре… Гоголь написал о сечевиках днепровского Запорожья своего «Тараса Бульбу»…

Поводом для воплощения жизни казацкой вольницы стало легендарное письмо запорожцев турецкому султану. Разгневанный на казаков за истребление ими 15-тысячного войска, султан Мохаммед IV прислал запорожцам грозное письмо, повелевая добровольно сдаться. Запорожцы ответили дерзким письмом, бросив султану открытый вызов.

Запорожцы пишут ответ султану Мохаммеду IV
1880-1891. Холст, масло

Выберите персонаж и кликните на изображении, чтобы узнать кто есть кто на картине.

«Письмо запорожцев султану было помещено Костомаровым в своей статье в «Вестнике Европы», если не ошибаюсь, в 1878 или 1879 г. в начале лета… - рассказывает Репин. – Хотя с детства было знакомо мне. В Малороссии у каждого пономаря есть список этого апокрифа… Лыцари стыдят султана за его не «деликатное» отношение к Сечи».

«Никто не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства», - напишет Илья Ефимович Стасову, рассказывая о сечевиках.

Илья Ефимович поставил второй датой на своем великом творении год 1891-й, когда впервые показал широкой публике картину. А первой датой, знаком начала, поставил год 1880-й, когда, проехав Сечь вместе с юным Серовым, увидел эту жизнь своими глазами. Хотя эскиз был выполнен за два года до этого, в Абрамцеве, когда Елизавета Григорьевна Мамонтова читала вслух аксаковскую «Семейную хронику».

На «Запорожцев» художник затратил огромное количество энергии, любви и забот. «Я уже несколько лет пишу свою картину и, быть может, еще несколько лет посвящу ей, - говорил Репин, - а может случиться, что я закончу ее и через месяц. Одно только страшит меня: возможность смерти до окончания «Запорожцев».

Сотни подготовительных этюдов, эскизов, рисунков, специальные поездки для изучения материала - все это говорит об одном основном чувстве, владевшем живописцем. Это чувство - любовь. И это состояние восторга, преклонения и любви художника к своим героям мгновенно передается зрителям. «Ну и народец же!!! Голова кругом идет от их шуму и гаму. С ними нельзя расстаться. Чертовский народ!» - писал Репин критику В.В.Стасову.

Заканчивая холст, Репин писал своей ученице Е.Н. Званцевой: «Все время работал над «Запорожцами». Работал над общей гармонией картины, какой это труд! Надо каждое пятно, цвет, линия, - чтобы выражали вместе общее настроение сюжета и согласовались бы и характеризовали всякого субъекта в картине. Пришлось пожертвовать очень многим… Конечно, я не тронул главного».

От каждого из холстов Репина восьмидесятых годов «шедевр шедевров» взял лучшее: прославленный свет; страсти, кипящие в сердце титана; скульптурность и объем в портретной живописи; динамику и экспрессию; человеческую массу в ее общем движении и жизнь личности рядом с другими; а главное – возможность передать миг исторического времени, благородную, высокую идею.

Даже умные и тонкие люди считали «Запорожцев» своего рода «атласом смеха», «оргией гомерического хохота» и, говоря это, полагали, что делают комплимент автору. Картина впервые появилась перед публикой в залах Академии художеств, где 21 ноября 1891 года открылась персональная выставка двух прославленных выпускников, а ныне профессоров Академии Ильи Ефимовича Репина и Ивана Ивановича Шишкина.

«Запорожцы» экспонировались вместе с более чем тридцатью этюдами для этого полотна. Только «Явление Христа народу» Александра Иванова имело за собой подобные этюдные штудии.

Репин открыл зрителю все ходы своих размышлений, поиски композиции и ее глубины, варианты цвета, характеров, исторических деталей, предметов быта. Горизонт то поднимался, то опускался, возникал лагерь запорожцев, их боевой стан. Героев становилось все больше. Если бы Репин ввел в картину всех, кого имел ввиду, портретируя прототипы для «Запорожцев», его произведение как исторический роман должно было бы иметь продолжение.

Запорожцы, товарищи, тесная в своем единстве богатырская застава. Вот они перед нами во всей своей красе и удали. Галерея типов, совершенно оригинальных, неподражаемых, легендарных. Можно часами разглядывать их лица - загорелые, обветренные степными ветрами, опаленные солнцем, дубленные невзгодами, изрубленные в жестоких схватках, но все же красивые, источающие силу, энергию, бьющую через край.

Нужна отвага, удаль, уверенность в правоте своего дела, чтобы потешаться, вызывая на бой могущественного повелителя империи и стараясь оскорбить его так, чтобы смыть это оскорбление он хотел только кровью.

Стихия народного характера, дух рыцарства и товарищества, удаль и сила раскрыты художником в картине убедительно и ярко.

Нет, это не «оргия гомерического хохота». Иные серьезны или ироничны, а атаман Серко смотрит куда-то вдаль светлым, острым взглядом, будто видит перед собою картину грядущей битвы за Родину. А ведь бой был, и совсем недавно, - вот задумчиво стоит во втором ряду казак с окровавленной повязкой на голове. Ему холодно, может, из-за потери крови, накинул он черную бурку в солнечный теплый день. Дым бивуака застлал горизонт; казачьи пики упираются чуть ли не в небо; плечо к плечу, рука к руке, голова к голове сидят они, ясные и могучие «рыцари». Когда-то были у них разные дороги, а теперь только одна, общая: их ждет бой, и смеются они сейчас, зная, что мало кто вернется живым из грядущей битвы.

«Я привел свою картину в полную гармонию. И теперь, хотя бы сто тысяч корреспондентов «Times» разносили меня в пух и прах, я остался бы при своем; я глубоко убежден, что теперь в этой картине не надо ни прибавлять, ни убавлять ни одного штриха».

Начиналось формирование Русского музея, и «Запорожцев» приобрел царь Александр III. Стасов сетовал, что полотно не досталось Третьякову.

Портреты выдающихся деятелей науки и культуры

О творчестве Архипа Ивановича Куинджи.

«У нас в России… до Куинджи никто не был так чувствителен к весьма тонкой разнице близких между собою тонов, и, кроме того, никто не различал в такой мере, как он, какие цвета дополняют и усиливают друг друга» (Крамской).

Портрет художника А.И.Куинджи.
1877. Холст, масло. 147,1 x 104,8

«Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи. Куинджи - художник света» (Репин).

«Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни. Одна из обычных радостей Куинджи была помогать бедным так, чтобы они не знали, откуда пришло благодеяние. Неповторяема была вся жизнь его» (Рерих).

Владимир Васильевич Стасов (2 (14) января 1824, Санкт-Петербург - 10 (23) октября 1906, Санкт-Петербург) - русский музыкальный и художественный критик, возможно наиболее уважаемый среди его современников. Сын архитектора Василия Петровича Стасова. Брат Владимира, Дмитрий Васильевич Стасов (1828-1918), был выдающимся адвокатом.

В 1836 году Стасов был отдан отцом в только что созданное Училище правоведения. Ещё в Училище Стасов увлекся музыкой и решил впервые попробовать свои силы на писательском поприще. В 1842 году он написал статью о Ф.Листе, приехавшем в Петербург, хотя и нигде не напечатал её.

В 1843 году Стасов закончил Училище. После училища пошел на службу помощником секретаря в Межевом департаменте Сената, с 1848 - секретарем в Департаменте герольдии, а с 1850 - помощником юрисконсульта в Департаменте юстиции. Стасов свободно владел шестью языками. В 1847 г, когда в «Отечественных записках» появились его первые статьи, началась литературная деятельность критика. В этом же году Стасов был приглашен издателем «Отечественных записок» Краевским к сотрудничеству в отдел иностранной литературы.

С тех самых пор Стасов еще и начал писать небольшие обозрения по вопросам живописи, скульптуры, архитектуры и музыки. С 1847 по 1848 годы он опубликовал около 20 статей.

В 1848 году, за связь с петрашевцами, Стасов был отстранен от работы в журнале, арестован и заключен в Петропавловскую крепость. В 1851 году В.В.Стасов вышел в отставку и в качестве секретаря уральского промышленника и мецената А.Н.Демидова, очень богатого человека, поклонника искусств, уехал за границу. Работал в крупнейших библиотеках и архивах. Был библиотекарем в имении Демидова в Сан-Донато близ Флоренции, часто посещал русских художников и архитекторов, проживавших в Италии - Александра Брюллова, Сергея Иванова, Воробьева и Айвазовского.

Портрет В.В.Стасова.
1883. Холст, масло. 74 x 60

В мае 1854 года В.В.Стасов вернулся в Петербург. В то время с его помощью и оформилось художественное объединение композиторов, ставшее известным под именем, данным Стасовым Могучая кучка. В 1860-х годах Стасов поддерживал «Товарищество передвижных выставок», с которым тесно связана вся его деятельность. Стасов был одним из главных вдохновителей и историком «передвижников», принимал активное участие в подготовке первой и ряда последующих их выставок. В конце 1856 года директор Публичной Библиотеки в Петербурге М.А.Корф предложил Стасову работу в качестве своего помощника, а именно - для собирания материалов по истории жизни и царствования Николая I.

В 1856-1872 годах Стасов работал в Публичной Библиотеке, имея в Художественном отделении свой стол. По его инициативе организуется ряд выставок древнерусских рукописей. В ноябре 1872 принят на штатную должность библиотекаря, до конца жизни заведовал Художественным отделом. На этом посту постоянно консультировал писателей, художников, композиторов, собирал рукописи русских деятелей искусства, в особенности композиторов (во многом благодаря Стасову Российская национальная библиотека располагает ныне самыми полными архивами композиторов петербургской школы).

В 1900 г. одновременно со своим другом Л.Н.Толстым избран почётным членом Российской Академии Наук.

За эту картину в 1876 году художник удостоен звания академика ИАХ. Затем ее заказал великий князь.

Эта картина открывает путь в живопись русской былине. После «Садко» появятся легенды России в холстах Васнецова, Врубеля, Коровина, Рериха, Юона. Энциклопедист национального искусства, зачинатель самых разных направлений, форм, сюжетов, тем, великий революционер русской культуры Репин и здесь скажет свое слово.

В 1896 композитор Римский-Корсаков сочинил оперу «Садко», в разработке декораций и костюмов к которой участвовали такие известные русские художники как Врубель.

Садко (Богатый гость) - герой былин новгородского цикла; из девяти известных вариантов, записанных исключительно в Олонецкой губернии, полных только два.

По наиболее полному варианту (Сорокина), Садко был сначала бедным гусляром, потешавшим новгородских купцов и бояр. Однажды он играл на гуслях на берегу Ильмень-озера с утра до вечера и своей игрою приобрёл расположение царя Водяного, который научил Садко побиться с богатыми новгородскими купцами о заклад в том, что в Ильмень-озере есть рыба «золотые перья»; при помощи царя Водяного Садко выиграл заклад, стал торговать и разбогател.

Садко.
1876. Холст, масло. 322,5 x 230

Однажды Садко на пиру похвастал, что скупит все товары в Новгороде; действительно, два дня Садко скупал все товары в гостином ряду, но на третий день, когда подвезли товары московские, Садко сознался, что ему не скупить товаров со всего свету белого.

После этого Садко нагрузил товарами 30 кораблей и поехал торговать; по дороге корабли вдруг остановились, несмотря на сильный ветер; Садко, догадываясь, что морской царь требует дани, бросил в море бочки золота, серебра и жемчуга, но напрасно; тогда решено было, что царь морской требует живой головы; жребий выпал на Садко, который, захватив с собою гусли, велел спустить себя в море на дубовой доске.

Садко очутился в палатах морского царя, который объявил ему, что потребовал его, чтобы послушать его игру. Под звуки игры Садко царь морской пустился плясать, вследствие чего взволновалось море, корабли начали тонуть и много народу православного гибнуть; тогда Микола угодник под видом старца седого явился к Садко и велел ему прекратить игру, оборвав струны гуслей. Затем царь морской требует, чтобы Садко женился на морской девице по своему выбору.

По совету Миколы Садко выбирает девицу Чернаву; после свадебного пира Садко засыпает и просыпается на берегу реки Чернавы. В это же время по Волхову подъезжают его корабли с казной. В благодарность за спасение Садко соорудил церкви Николе Можайскому и Пресвятой Богородице.

На главную

Назад

1 2 3

Вперед

наверх
Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системой