"Не теряйте веру в чудо!". 2010. Декабрь - События и мероприятия Центра - Персональный сайт
Если вместе, мы все сильны!
События и мероприятия Центра
Меню сайта

Поиск по событиям


» События » Благотворительные акции » 2010. Декабрь
"Не теряйте веру в чудо!"

Зал Н.Н.Ге

Николай Николаевич Ге (1831-1894) - знаменитый русский живописец, мастер портретов, исторических и религиозных полотен.

Портрет Николай Николаевич Ге
работы Николая Ярошенко

«Я художник, - говорил Ге. - Этот дар дан не для пустяков, не для удовольствия и не для потехи; дар для того, чтобы будить и открывать в человеке, что в нем есть, что в нем дорого, но что заслоняет пошлость жизни. Картина - не слово. - Она дает одну минуту, и в этой минуте должно быть все, а нет - нет и картины».

Николай Николаевич Ге родился 15 февраля 1831 года в Воронеже. Когда ребенку было три месяца, его мать умерла. Вскоре отец, внук французского эмигранта и отставной офицер, вместе с семьей переехал в Киев. Позднее семья перебралась в Подольскую губернию, где отец купил село.

Здесь и прошло детство Ге. Воспитанием мальчика занимались бабушка и крепостная няня. Уже в детстве формируется добрый, мягкий характер, который всегда привлекал к художнику людей.

С 1840 года Ге шесть лет учится в Киеве, сначала в частном пансионе, затем в гимназии, и здесь начинает серьезно увлекаться рисованием. По окончании Киевской гимназии в 1847 году Николай поступает учиться на математический факультет Киевского университета. С 1848 года он - студент Петербургского университета. Учебу Николай совмещает с посещениями Эрмитажа и долгими часами рисования. Увидев картину Брюллова «Гибель Помпеи», Ге твердо решает стать художником. В 1850 году он поступил в Академию художеств. Будучи учеником профессора П.Басина, Ге фактически воспитывался на живых образцах творчества Брюллова.

Впоследствии Ге отметил, что дало ему изучение живописи Брюллова: «Он ввел у нас живой рисунок, т.е. поглощение всех общей формой. В этой общей форме могло проявиться живое движение характера фигуры. Этого прежде не было. Он ввел также у нас рельеф, тесно связанный с рисунком. Предметы стали отделяться от фона. Он внес необходимый для картины свет. Это оживило фон и сделало его отсутствующим, как в природе».

В 1855 году за картину «Ахиллес оплакивает Патрокла» Ге удостоен малой золотой медали. Итогом же академической учебы Ге была его картина «Саулуаэндорская волшебница» (1856), за которую он получил Большую золотую медаль. Эта картина дала художнику право на поездку за границу

Весной 1857 года вместе с молодой женой А.П. Забелой он выехал за границу. «Ежели бы меня спросили: зачем вы едете? Я б, может быть, ответил: заниматься искусством; но это был бы ответ внешний, не тот. Себе бы я отвечал: оставаться здесь я не могу; там, где ширь, где свобода, - туда хочу. Шесть лет гимназии, два года студенчества, семь лет Академии - довольно, больше нельзя выносить», - вспоминал художник.

Посетив Германию, Швейцарию, Францию, Ге на несколько лет поселился в Риме. В первых итальянских работах Ге по-прежнему сильно влияние Брюллова: «Смерть Виргинии», «Любовь весталки», «Разрушение Иерусалимского храма».

В дальнейшем художник преодолевает подражание Брюллову, творчески переработав его методы.

«Смерть Виргинии»

В 1858 году в Риме состоялась встреча Ге с А.А. Ивановым и его картиной «Явление Христа народу». Творение Иванова оказало на Ге серьезное влияние, что вскоре проявилось в эскизе «Возвращение с погребения Христа» (1859).

А.А. Иванов «Явление Христа народу»

Изучение произведений Иванова и мастеров итальянского Возрождения помогло художнику выйти на свою большую тему. Главной для всего его последующего творчества становится тема страдающего человека, драматического столкновения мировоззрений. Впервые эта тема отчетливо прозвучала в картине «Тайная вечеря» (1863). В том же году она была привезена в Петербург.

Н.Н. Ге начал писать «Тайную вечерю» в 1861 году, а в 1863 году привёз её в Петербург и представил на осенней выставке в Академии Художеств. Картина произвела на публику сильное впечатление. Н.Н. Ге получил звание профессора, минуя звание академика.

«Всем своим образным строем «Тайная вечеря» напряженно драматична, - пишет Н.Ю. Зограф. - Христос только что произнес слова обличения, и в тихую прощальную беседу ворвались тревога, смятение, горе и гнев. Золотистый луч светильника, разрывая мягкий сумрак комнаты, вспыхивает отблесками на лицах, фигурах собравшихся, отбрасывая на стены и пол гигантские тревожные тени. Яркий свет выхватывает из темноты край покрытого белой скатертью стола и стоящую рядом порывистую фигуру взволнованного Петра. Резким контрастом к нему высится на переднем плане темный силуэт Иуды. Его мрачная фигура исполнена какой-то значительности. Это не мелкий корыстолюбец, предавший учителя за тридцать сребреников, но отступник в полном значении этого слова, сознательно обрекающий себя на отторгнутость, на проклятие. Предельная напряженность правой части картины как бы гаснет в группе окружающих Христа учеников. Здесь все окутано мягкой светотенью, в сумраке комнаты еле различимы фигуры второго плана. Меркнут горячие тона, в окне встает холодная синева ночи. Тихо переговариваются апостолы. Погружен в себя объятый горестными размышлениями Иисус. Его полулежащая фигура своими мягкими, как бы усталыми очертаниями разрешает взволнованную динамику композиции».

Реакционная пресса усмотрела в картине Ге грубость лиц, «торжество материализма и нигилизма», а цензура запретила воспроизводить ее. Но прогрессивные деятели встретили ее восторженно.

И.Е. Репин писал: «Не только у нас в России, можно смело сказать - во всей Европе, за все периоды христианского искусства не было равной этой картине, на эту тему. Если картина была интересна для просвещенной публики, то еще более она была поучительна для художников новизной искусства, смелостью композиции, выражением великой драмы и гармонией общего.Вещь эту можно смело повесить рядом с самыми великими созданиями искусства живописи».

За это произведение Ге был избран действительным членом Академии художеств.

Н.Н. Ге был художником-передвижником, его многогранный талант позволял творить ему во всех жанрах русского искусства второй половины XIX века. Но во всех его работах присутствует глубокий психологизм в трактовке того или иного исторического события. Так и в «Тайной вечере» Ге трактует традиционный религиозный сюжет как полное трагизма столкновение мировоззрений – героя, обрекающего себя на жертву ради общего блага, и его ученика, навсегда отказывающегося от заветов учителя. Ге помнил идейный разрыв А.И. Герцена в «Былом и думах» с Т.Н. Грановским, тот разрыв, который совершается среди нас из рода в род, из века в век.

Художник изобразил Христа как человека, переживающего крушение идеалов, горечь разочарования.

Поза Христа, его скорбное лицо разительно контрастирует с житейской порывистостью движений апостолов, встревоженностью их лиц.

Нарушая академическую композиционную схему, Ге смещает фигуру Иуды к самому краю картины. К нему с тревогой, негодованием, гневом обращены взоры апостолов.

Фигура уходящего Иуды рисуется в картине тёмным, зловещим силуэтом, она контрастирует с озарёнными светильником лицами оставшихся учеников. Ге вычленил из образа Иуды всё частное, можно сказать, что художник материализовал в нём важную для себя идею: Иуда – собирательный образ - «без лица».

В картине кажется странным силуэт Иуды, а точнее его поднятые вверх локти. Может, он закрывается от света, может, поднимая руки, Иуда пытается скрыться от этой ситуации и уже хочет, чтобы ее не было - ему стыдно и страшно. А может, он просто запечатлен в момент накидывания на себя «плаща» и через мгновение спокойно уйдет «вершить свое дело». Поднятые вверх локти напоминают женский силуэт, и, возможно, этот силуэт призван напомнить нам Еву - первое Существо, искушенное дьяволом и кардинально изменившее историю Человечества. В этом плане Ева с Иудой очень похожи, они оба совершают «страшные поступки», но Ева повергает все Человечество в муки на Земле, а через предательство Иуды все Человечество получает шанс на спасение и возвращение в Рай.

Взволнованная широкая живописная манера, борьба тревожного света светильников и льющегося из окна холодного лунного света, широкие взметнувшиеся тени усиливают впечатление драматизма сцены, придают ей романтический оттенок. Сейчас не просто понять очарование живописи «Тайной вечери». Ге использовал в своей картине не более 4-5 оттенков красок: зелёной, жёлтой, оранжевой, коричневой, тёмно-красной. В тенях нет чёрной краски.

Художник выполнил первоначально скульптурный эскиз, что позволило добиться большой пластической выразительности формы. Он в отличие от ранних своих работ лепит форму с помощью света, отказывается от локальной системы колорита. Написанию картины предшествовала тщательная разработка темы в этюдах. Голову апостола Иоанна Ге писал со своей жены, Петра – с самого себя. Христос у Ге приобретает сходство с А.И. Герценом и имеет некоторые черты с певцом Г.П. Кондратьевым.

Картина была выполнена в подмалевке в течение недели, за несколько месяцев закончена и в 1863 году привезена в Петербург.

В 1867 году Ге создает не только наиболее значительное произведение итальянского периода, но и одно из лучших произведений русской портретной живописи вообще - «Портрет А.И. Герцена».

Портрет был написан за пять сеансов. Большая личная симпатия к писателю позволила художнику создать образ необычайной теплоты и проникновенности. Ге сумел передать внутреннее благородство, глубокую одухотворенность натуры Герцена.

Возвращаясь в Россию в 1869 году, Ге тайно перевез этот портрет через границу.

На главную

1 2

Вперед

наверх
Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системой