Если вместе, мы все сильны!
События и мероприятия Центра
Меню сайта

Поиск по событиям


» События » Благотворительные акции » 2010. Апрель
Моя надежда и награда Эрмитаж

ИМПРЕССИОНИСТЫ

ПЬЕР ОГЮСТ РЕНУАР (фр. Pierre-Auguste Renoir; 25 февраля 1841, Лимож - 2 декабря 1919, Кань-сюр-Мер) - французский живописец, график и скульптор, один из основателей импрессионизма.

Пьер Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года в Лиможе, городе, расположенном на юге Центральной Франции и славящимся своим фарфором. В 1844 году Ренуары переезжают в Париж, и здесь маленький Огюст поступает в церковный хор при большом соборе Сен-Эсташ. У него оказался такой замечательный голос, что регент хора (а это был не кто иной, как сам Шарль Гуно) пытался убедить родителей мальчика отдать его учиться музыке.

Однако помимо этого у Огюста проявился дар художника, и когда ему исполнилось 13 лет, он начал помогать семье, устроившись к мастеру, у которого научился расписывать фарфоровые тарелки и другую посуду. По вечерам Огюст посещал школу живописи.

В 1858 году фарфоровая мастерская, в которой работал Ренуар, закрылась, и ему пришлось переключиться на роспись вееров и штор. В 1860 году он получил от властей разрешение заниматься копированием картин, находящихся в Лувре, а к 1861 году сумел скопить достаточно денег, чтобы заплатить за обучение, и стал учеником Шарля Глейра, модного в то время художника, писавшего портреты и забавные сценки.

Студия Глейра считалась филиалом парижской Школы изящных искусств, и в апреле 1862 года Ренуар, которому исполнился 21, выдержал вступительные экзамены в это заведение, оказавшись 68-м из кандидатов.

Вместе со своими друзьями по студии Глейра - Фредериком Базилем, Клодом Моне и Альфредом Сислеем - Ренуар ездил в лес Фонтенбло, где они рисовали на открытом воздухе.

Впоследствии работа на пленэре стала отличительным, "фирменным" знаком импрессионистов, группы художников, ядром которой была перечисленная выше четверка.

В творчестве Ренуара большое место занимает портрет.

В 1877-1878 годах Ренуар создает три портрета актрисы театра Комеди Франсез Жанны Самари, причем каждый портрет и композицией, и колоритом, и даже своими размерами существенно отличается друг от друга. Очаровательная актриса не только понравилась художнику.

Он почувствовал в ее внешности, в ее характере что-то привлекательное, то, что можно представить только кистью. И именно такой кистью и такими красками, которыми писал Ренуар.

Жанна Самари жила недалеко от мастерской Ренуара и приходила к нему позировать для своих портретов, правда, быть может, небольшой портрет, хранящийся в театре, мог быть написан у нее дома. На сеансы она приходила довольно свободно и иногда пропускала их, что огорчало и сердило художника.

Судя по самым знаменитым портретам актрисы, чувствуется большая взаимная симпатия, которая объединяла эти два таланта и два характера. Ренуар работал над портретами актрисы с огромной самоотдачей, выражая душевное волнение, восхищение, вызванные обликом и талантом этой очаровательной женщины. Жанна Самари как-то заметила: «Ренуар не создан для брака. Он сочетается со всеми женщинами, которых пишет, через прикосновение своей кисти».

Три портрета Жанны Самари выстраиваются как бы в музыкальный ряд, когда от тихого звучания мелодия постепенно переходит к сильным и торжественным аккордам.

Так и портреты Ренуара представляют Жанну Самари сначала почти прозаичной и скромной на маленьком портрете, хранящемся в Комеди Франсез, затем изящной и изысканной на портрете из московского собрания, и великолепной в парадном костюме - на портрете в рост из собрания Эрмитажа.

На первом портрете Жанна Самари написана в простой темной кофте с маленьким воротничком и большим красным бантом на груди.

Кажется, будто Ренуар стремился написать ее черты менее привлекательными, чем они были на самом деле, но сквозь эту будничность он хотел дать почувствовать зрителям непосредственность и живой темперамент артистки.

Поскольку в этом же 1877 году Ренуар взялся писать следующий портрет Жанны, можно предположить, что первый портрет его не удовлетворил.

Портрет Жанны Самари из собрания ГМИИ имени А.С.Пушкина в Москве можно считать одним из лучших портретов Ренуара. Его также называют одним из наиболее импрессионистических портретов во всем его творчестве.

Ренуар в этом портрете пошел на поразительные контрасты и такую свободу нанесения красок на холст, которые, бесспорно, шокировали или повергали в яростное негодование публику, критиков и художников, воспитанных на академической манере письма.

Трудно представить, чтобы в то время кто-нибудь осмелился писать портрет, используя в качестве основных цветом, составляющих колорит картины, активные розовые и зеленые краски.

Ренуар беззаботно сопоставляет их, нанося на холст мелкими, разделенными мазками. Если внимательно всмотреться в цвет открытого платья, то можно увидеть разнообразие мельчайших оттенков зеленой краски, нанесенных самым свободным образом.

То же можно сказать и о розовом фоне картины, который в правой части холста обогащен энергично положенными мазками синей краски, причем она лежит поверх розового цвета, почти небрежными загогулинами.

Но все это, взятое вместе и увиденное на некотором расстоянии от холста, производит свежее и гармонично согласованное в цвете впечатление. На портрете из московского музея Жанна Самари изображена в открытом летнем зеленовато-голубом платье, плотно облегающем стройную фигуру.

На розовом фоне ее открытые руки, нежная кожа словно дышат теплом. Жанна Самари оперлась подбородком на свою руку и застыла перед зрителями. Ее короткие рыжевато-золотистые волосы чуть разлетаются в разные стороны. Жанна смотрит открыто и непринужденно, а зрителей не перестает восхищать очарование актрисы и мастерство художника.

В 1878 году Ренуар пишет третий портрет Жанны Самари, где она представлена в полный рост в прекрасном вечернем платье с огромным шлейфом, глубоким декольте и обнаженными руками, обтянутыми почти до локтя белыми перчатками.

Портрет Жанны Самари. 1877 г.

Фигура артистки, стянутая в талии тонким золотым пояском, написана на фоне богатого театрального интерьера, украшенного коврами и пальмой на массивной декорированной металлической подставке.

Манера письма Ренуара изменилась, стала более гладкой, краски плавно переходят от одного тона к другому. Ее лицо нарисовано в анфас, фигура артистки чуть наклонена так, что зритель ощущает ее приближение.

Ренуар написал Жанну Самари поразительной красавицей. Ее рыжеватые волосы обрамляют лицо с темно очерченными дугами бровей, изумительной синевы глазами, прекрасными линиями носа и губ.

Причем Ренуару удалось передать в выражении ее лица ту привлекательную шаловливость, озорство и непосредственность выражения мыслей и чувств, которые были свойственны ее душевному облику и ее сценическому дарованию. Художник открыл многогранность внутреннего и внешнего облика Самари и этой работой завершил серию ее портретов.

В портрете создан лирический образ женщины «ренуаровского типа», покоряющий естественной гармонией и женственностью.

Дама в черном
(Портрет мадам Артманн), 1876

Исполненное в период расцвета импрессионизма, произведение демонстрирует сложные цветовые нюансы, прежде всего, в изображении черного платья.

Черный цвет, меняющийся в оттенках под воздействием световоздушной среды, передан красочными отношениями широкого диапазона, и лишь в самых глубоких тенях использована черная краска.

Столь же виртуозно показана игра цветовых рефлексов на белых манжетах и воротнике. Лицо написано более гладко и более детально. Этот прием, характерный для портретов кисти Ренуара, сочетается со свободным вибрирующим мазком.

По одной из версий, портрет изображает госпожу Артманн, жену известного нотоиздателя, по другой - натурщицу Анну.

Демократичность, присущая импрессионистам в выборе тем, проявилась у Ренуара и в выборе моделей для портретов. Художник нередко писал девушек из парижских предместий, привлекавших его естественной женственностью.

Девушка с веером

«Девушка с веером» - это Альфонсин Фурнез, дочь владельца кабачка «Лягушатник» («Гренуйер»), неоднократно позировавшая Ренуару. В этом кабачке девушку называли красавицей Альфонсин.

Красота ее не в классических чертах, а в очаровании молодости, живых красках лица, блеске глаз. Образ исполнен обаяния, которое мастер воспевает в своих героинях. Тщательная проработка лица позволяет разглядеть детали, тогда как руки, платье, веер переданы более обобщенно. Тонкая разработка цветовых отношений создает ощущение световоздушной среды, заполняющей фон и смягчающей контуры.

Французские художники XX века - Матисс, Дерен и Пикассо - показаны в Эрмитаже лучше, чем в других мировых музеях, но лишь полотнами, исполненными до 1914 года.

Анри Матисс. Музыка. 1910

Рубинсон Александр
Матисс. «Музыка»

Вслушайтесь в музыку кисти маэстро.
В ярком звучаньи чарующих красок
я различаю дыханье оркестра -
шёпот свирели, органную песню,
журчание скрипок и рык контрабаса.

Замерли люди безликими тенями,
звукам волшебным безмолвно внимая, -
позы ,пронизанные вдохновением,
на лицах застыла музыка гения,
приворожившая их, словно пламя.

Взгляните - маэстро с улыбкою хитрой,
Неслышно, походкой крадущейся рыси,
подходит и красок яркой палитрой
ноты выписывает на пюпитрах.
Так вслушайтесь в музыку кисти Матисса!

Матисс, Анри. Танец, 1910 Эрмитаж

Матисс, Анри. Танец.
Музей современного искусства. Нью-Йорк

«Танец» - созданная в 1910 году картина французского художника Анри Матисса. Существует в двух версиях: первая находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке, вторая и наиболее известная - в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Сюжет картины Матиссу навеяли увиденные им в Коллиуре (город на юге Франции, на Берегу Лионского залива) народные пляски.

Другая версия - «Танец» - написана под впечатлением от греческой вазовой живописи и русских сезонов С. Дягилева.

Основное выразительное средство полотна - сочетание лаконичности живописных средств с его огромным размером. «Танец» написан всего тремя красками. Синим цветом передано небо, розовым - тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм. На картине изображен танец, хоровод пяти обнаженных людей на вершине холма.

Данила Романов - классическая гитара
В. Зинчук - Буррэ

БУРРЭ — старинный французский народный танец дровосеков (по-французски bourre - вязанка мелких дров). Исполнялся тяжело, шутливо, с прыжками (как бы уминая связку валежника). В 16 - 18 вв. буррэ распространился в придворном и городском быту, превратившись в подвижный, весёлый танец. Размер 2-дольный; начинается затактом в 1/4. Буррэ часто встречался в сюитах 18 века.

На главную

Назад

1 2

наверх
Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системой