Добрая лира. 2008. Май - События и мероприятия Центра - Персональный сайт
Если вместе, мы все сильны!
События и мероприятия Центра
Меню сайта

Поиск по событиям


» События » Благотворительные акции » 2008. Май
Добрая лира

ПРЕДЦЕРКОВНАЯ КОМНАТА

На стене справа - картины.

Н.П.Нератова.

Копия с оригинала Н.И.Аргунова. Портрет Татьяны Васильевны Шлыковой-Гранатовой.

Холст, масло

Портрет Татьяны Васильевны Шлыковой-Гранатовой

Холст, масло. 70 x 55

Худ. Н.И. Аргунов. 1789. Музей-усадьба Кусково

Особую выразительность портрету Т.В.Шлыковой-Гранатовой придает гармония розоватых и зеленоватых тонов, а также затейливый линейный ритм силуэта фигуры. Этот ранний портрет кисти Н.Аргунова - одна из лучших творческих удач молодого художника.

Граф Н.П.Шереметьев ввел новшество: он дал артистам красивые псевдонимы по названию драгоценных камней. Балерина Татьяна Васильевна Шлыкова стала именоваться на сцене Гранатовой, ее подруги - Мавра Бирюзовa, Прасковья Ивановна Ковалева-Жемчуговa.

Татьяна Васильевна Шлыкова-Гранатова родилась в семье крепостного оружейника. С 7 лет воспитывалась в доме графа Николая Петровича Шереметева вместе с Прасковьей Ивановной Жемчуговой-Ковалевой, своей ближайшей подругой.

Еще девочкой выступала на сцене домашнего театра. Проявила большие способности к музыке, пению и особенно к танцам. С 1785 года выделялась как танцовщица.

Обучалась декламации, танцам и музыке у известного балетмейстера Ле Пика. Создала яркие образы в балетах «Инесса де Кастро» Чианфа-неллу (дочь короля), «Медея и Язон» Соломони (Креуза) и других. Играла роли в комедиях («Обольщенный» Екатерины II).

Татьяна Васильевна исполняла также оперные партии: «Самнитские браки» Гретри, (юная самнитянка), «Смешной поединок» Паизиелло (Кларисса).

Получив в 1803 году вольную, Т.В.Шлыкова-Гранатова до конца своих дней продолжала служить в графском доме. Прожила долгую, 90-летнюю жизнь. Вырастила сына графа Н.П.Шереметева и П.И.Жемчуговой-Ковалевой, умершей после родов, а впоследствии помогала воспитывать и их внука.

Татьяна Васильевна была образованной женщиной: она хорошо знала поэзию, литературу, владела французским и итальянским языками.

Н.П.Нератова.

Копия с оригинала Н.И.Аргунова. Портрет Прасковьи Ивановны Ковалевой-Жемчуговой (1768-1803)

Холст, масло. 1995

Главной страстью известного своей благотворительностью графа Николая Петровича, был театр, который он построил в Останкине, оборудовав его по последнему слову техники. Почитатель музыки и живописи, Н.П.Шереметев способствовал развитию таланта Николая Аргунова, в доказательство чего освободил его и его брата Якова от крепостной зависимости. До 45 лет Н.И.Аргунов был крепостным, как и его отец.

Жемчугова в костюме Элианы, героини оперы Гретри «Самнитские браки».

Благородством и одухотворенностью привлекает портрет замечательной крепостной актрисы Прасковьи Ивановны Ковалевой-Жемчуговой, ставшей женой графа Н.П.Шереметьева.

В 1796 году Жемчугова-Ковалева тяжело заболела. В 1797 году она в последний раз вышла на сцену Останкинского театра в спектакле, который был дан в честь визита в Останкино польского короля Станислава Августа Понятовского (роль Элианы в опере А.-Э. Гретри «Самнитские браки»).

В сценических образах, созданных Жемчуговой, отразилась ее собственная трагедия: графиня под занавес короткой жизни, влюбленная женщина, не принятая светом, мать, не успевшая насладиться материнством…

Прасковья Ивановна Ковалева-Жемчугова (1768-1803) - блистательная певица и актриса второй половины XVIII века.

Яркая личность и необычная судьба «первой» певицы крепостного театра Шереметевых - ее чудесное превращение из крепостной актрисы в графиню Шереметеву - этот феномен уже два столетия привлекает к себе внимание художников, исследователей и любителей русской культуры.

Вот как описывает внешность Прасковьи Ивановны один из ее первых биографов: «В минуту обаяния, которое невольно охватывает вас при взгляде, приобретают весь смысл и все значение, и эта казавшаяся неправильность в овале лица, и эти глаза, равно сильные и нежные во взоре своей глубиною и влажностью; и эта томность, близкая к слабости... Но в то же время смуглый колорит, готовый засвидетельствовать твердость воли и силу натуры».

Обладавшая редкой вокальной и актерской одаренностью дочь крепостного крестьянина-кузнеца (коваля) из Ярославской губернии Прасковья Ковалева в семь лет была взята на воспитание в дом Шереметевых.

В доме княгини Марфы Михайловны Долгорукой она получила прекрасное образование, включая иностранные языки, пение и музыку (играла на гитаре, клавесине, арфе), много читала, обучилась этикету.

Обучалась музыкальному искусству и актерскому ремеслу вместе с Ариной Калмыковой (Яхонтовой), Анной Буяновой (Изумрудовой) и Татьяной Шлыковой (Гранатовой). Одним из ее первых учителей музыки был граф Н.П.Шереметев.

Дебют состоялся 29 июня 1779 года в опере А.-Э. Гретри «Опыт дружбы», поставленной в Кусковском воздушном театре, репертуар которого насчитывал более ста опер и балетов. Недостаточно звучная фамилия была на афише заменена. Так среди прочих Яхонтовых и Изумрудовых заблестела Жемчугова.

Слухи о ее способностях распространились молниеносно. Скоро Ковалева-Жемчугова стала примадонной шереметевской труппы. Ее талантом восхищались Екатерина II, а затем Павел I. Плененная талантом юной Жемчуговой, императрица подарила девушке бриллиантовый перстень.

Прасковья Жемчугова была возлюбленной графа Николая Петровича Шереметева. В 1798 году он дал ей «вольную», а в 1801 году они тайно, в присутствии четырех свидетелей, обвенчались в церкви Симеона Столпника в Москве на Поварской.

Дополняют образ слова самого графа Н.П.Шереметева: «…Я питал к ней чувства самые нежные, самые страстные…долгое время наблюдал я украшенный добродетелью разум, искренность, человеколюбие, постоянство, верность. Сии качества…заставили меня попрать светское предубеждение в рассуждении знатности рода и избрать ее моею супругою…».

Брак их был недолог: в 1803 году Параша Жемчугова - великая крепостная актриса, а затем графиня Шереметева - подарила мужу сына Дмитрия. Спустя три недели она скончалась от туберкулеза. Ей было тридцать пять лет. Граф Шереметев известил высший петербургский свет о дне, месте и часе похорон: Разумовских, Строгановых, Трубецких, Толстых, Гагариных, Щербатовых, Урусовых, Куракиных, Волконских, Олсуфьевых… Но на похороны никто не пришел.

Похоронена в фамильной усыпальнице Шереметевых в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.

В память о своей жене Николай Петрович Шереметев построил в Москве Странноприимный дом (богадельню), ныне старый корпус института им. Н.В.Склифосовского.

Память об этой замечательной, рано умершей русской актрисе, запечатлена в двух московских названиях: Прасковьина улица в Останкине и аллея Жемчуговой в Кусковском парке.

ОРГАН-ЧАСЫ

Интерьер Предцерковной комнаты украшают часы в деревянном корпусе. Часы украшены стеклом, покрытом росписью масляной краской в технике «игломизе».

Часы не только могут отбивать время, но и играют мелодии, так как это еще один отреставрированный музыкальный инструмент в экспозиции дворца. По конструкции это механический орган.

Большую часть времени орган молчит, его заводят только один раз в неделю. Зазвучал орган и для участников акции «Добрая лира».

Назад

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Вперед

наверх
Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системой