Если вместе, мы все сильны!
События и мероприятия Центра
Меню сайта

Поиск по событиям


» События » Благотворительные акции » 2008. Май
Добрая лира

Одной из популярных техник, используемых для отделки мебели, была техника маркетри. Маркетри (от французского marqueterie) - мозаика из тонких пластинок ценных пород дерева, толщиной от 1 до 3 миллиметров, различных по цвету и текстуре, наклеивающихся на основу из простых пород дерева.

В первую очередь с помощью этой техники украшались столешницы и дверцы шкафов, а, кроме того, выполнялись настенные панно, оформлялись шкатулки.

Мастерство краснодеревщика во многом заключалось в способности предвидеть тонкости и сложности - например, при подборе цветов необходимо учитывать то, что некоторые породы дерева темнеют после обработки лаком, или же дерево может со временем выцвести, а, соответственно, рисунок после завершения работы очень сильно изменится.

Искусство маркетри возникло еще в античную эпоху. Уже на предметах из гробницы египетского фараона Тутанхамона можно увидеть вставки из кедра и черного дерева.

Маркетри достигла расцвета в Европе в эпоху Возрождения. В начале XVI в. техника маркетри распространяется в Германии, Голландии и Франции. Ее широко применяли для украшения интерьеров и мебели. Мастера использовали около 100 пород дерева, как экзотических, так и таких распространенных как лимон, груша, яблоня, клен, орех. Богатство цвета и фактуры материалов позволяло создавать сложнейшие композиции с передачей света и тени, а мельчайшие детали прописывались с помощью гравировки.

Во Франции во времена Людовика XIV наиболее известен мебельщик Андре Шарль Буль, работы которого в стиле классицизма отличались строгостью линий и совершенством набора.

Славу лучших мастеров маркетри поддержали Жан-Франсуа Эбен и Жан-Анри Ризенер. Они использовали экзотические породы дерева в разработке панно в виде пейзажей, букетов цветов, аллегорических изображений.

В Германии в конце XVIII в. безукоризненной техникой маркетри прославился Давид Рентген.

Выполненные в соавторстве с Михаилом Руме, его панно хранятся в Вене, в Музее художественных ремесел, в музеях Санкт-Петербурга, во дворцах Гатчины, Павловска, Пушкина.

В Россию техника маркетри пришла позже, в XYIII веке. Первые опыты относятся к петровскому времени, когда появились наборные паркеты. Сначала они выполнялись по эскизам европейских мастеров, а постепенно техникой в полной мере овладели и русские умельцы. Маркетри в это время обогащается применением травления и подцветки дерева, а также обжига и гравировки, что значительно расширило изобразительные возможности.

Выдающиеся мастера выполняли в этой технике не только орнаментальные рисунки, но и пейзажи, сюжетные композиции. Русскими художниками создавались сложные наборные панно с видами Петербурга и дворянских усадеб, поражающие тонкостью и точностью прорисовки деталей.

Применение техники маркетри в России связано с именем мастера последней четверти XVIII в. Никифора Васильева. Известны его стол для гравюр, на крышке которого изображен сад усадьбы Кусково, бюро, украшенное наборным изображением Твери (Русский музей в Санкт-Петербурге).

Шотландец Ч.Камерон создал ряд интереснейших интерьеров в Царском Селе и в Павловске.

М.Я.Веретенников выполнил ломберные столы (Государственный Исторический музей). В центре одного из столов набрана улица в Константинополе, на другом - колоннада в саду султана.

К середине XIX века интерес к маркетри угас - приближалась пора поточного производства.

Новый виток развития техника маркетри получила в советской и постсоветской России. Так в наборах художника Н.М.Абрамова выявляются богатейшие возможности цветотонового решения. Дерево в его работах способно передать не только цвет, но и блеск воды, металлических и мраморных конструкций.

Воспитанник Абрамова - В.А.Масленников в пейзажах, портретах, сказочных сюжетах демонстрирует возможности дерева для реалистического изображения людей, природы. Известны также работы Н.Андронова (декоративное панно в здании Российского посольства в Вашингтоне), А.Никитина, М.Абызова (сюжетные композиции в интерьере здания дворца химиков г. Омска) и других авторов.

В наши дни старинное искусство маркетри переживает новый виток популярности.

Назад

наверх
Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системой