Если вместе, мы все сильны!
События и мероприятия Центра
Меню сайта

Поиск по событиям


» События » Благотворительные акции » 2006. Октябрь
Путешествие по России. Летний сад.
Летний сад

«Я к розам хочу в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград,
Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой,
В душистой тиши между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип,
И лебедь, как прежде плывет сквозь века,
Любуясь красой своего двойника.
И замертво спят сотни тысяч шагов
Врагов и друзей, друзей и врагов.
А шествию теней не видно конца
От вазы гранитной до двери дворца.
Там шепчутся белые ночи мои
О чьей-то высокой и тайной любви.
И все перламутром и яшмой горит,
Но света источник таинственно скрыт».

Анна Ахматова. 1959

Летний сад - жемчужина среди достопримечательностей Санкт-Петербурга. Трудно перечислить всех деятелей русской культуры, поэтов, художников, композиторов, в творчестве которых нашел отражение образ Летнего сада, с его прямыми аллеями, мраморными статуями, белеющими в тенистой листве. Сверстник нашего города, Летний сад - одна из поэтичных и волнующих страниц его истории, привлекает не только тишиной тенистых аллей, но и богатым скульптурным убранством.

Летний сад был заложен в 1704 году. Создавался в соответствии с указаниями и вкусами Петра I, который желал иметь резиденцию «лучше, чем у французского короля в Версале». Европейская мода того времени требовала, чтобы сады украшались декоративными скульптурами. Статуи устанавливались вдоль аллей и на площадках, они украшали фонтаны, галереи, садовые павильоны. Над созданием архитектурно-садового ансамбля Летнего сада работали русские, немецкие, французские, итальянские, голландские мастера.

По тематике скульптуру Летнего сада можно разделить на три большие группы: исторического, аллегорического и мифологического содержания.

Петр I собрал в Летнем саду уникальную коллекцию статуй и бюстов. Только в парадной части сада находилось около 150 скульптур. В конце XVIII - начале XIX века часть статуй была увезена в Царское Село, Петергоф, Павловск, часть попала в Эрмитаж. Некоторые скульптуры погибли от наводнений.

В настоящее время в Летнем саду можно видеть 38 статуй, 48 бюстов и 5 скульптурных групп. Большая часть из них выполнена итальянскими мастерами, в основном, венецианскими, в конце XVII - начале XVIII века. Декоративная скульптура Летнего сада существует в неразрывном единстве с природным окружением, придавая своеобразный облик всему садово-парковому ансамблю.

Ночь

Дж. Бонацца. 1717 год

Богиня «Ночь» представлена женской фигурой, закутанной в звездное покрывало, с маковым венком на голове - мак навевает сон. На поясе у нее изображена летучая мышь, у ног сидит ночная птица - сова. Она как бы застыла в скорбном молчании.

Богиня Ночи (Никта) - дочь Хаоса. Она живет в подземном царстве, ежедневно покидая его через западные ворота; она несет на руках своих детей - Гипноса (сон) и Танатоса (смерть). Поэтому греки с большой опаской относились к этой богине.

«Круговорот суток»

Очень интересны скульптуры на этой площадке. Их надо рассматривать по часовой стрелке. Начинается «круговорот» скульптурой богини утренней зари «Авроры» (Дж. Бонацца. 1717 г.). Она представлена в образе юной женщины в венке из роз, с факелом в правой руке (при ее появлении воздух светлеет). В левой руке богиня держит цветы, которые раскрываются ранним утром с появлением первых капель росы. Греки представляли себе, что каждое утро на своей колеснице, запряженной быстрыми белыми и розовыми конями, Аврора поднимается из океана.

За Авророй следует «Полдень» (Дж. Бонацца. 1717 г.). В правой руке он держит пучок стрел, напоминающих о лучах солнца, а в левой - цветок лотоса. Перевязь на правом плече «Полдня» украшена изображением зодиакальных знаков Тельца, Девы и Козерога, а у его ног растет подсолнух - растение, которое всегда поворачивается вслед за солнцем.

С другой стороны площадки на нас смотрят «Закат» и «Ночь».

«Закат» (Дж. Бонацца. 1717 г.) изображен в виде задумчивого старца. Вечерняя звезда Веспер (Венера) сияет над его челом. Правой рукой он указывает на заходящий диск Солнца. На его поясе - знаки созвездий Близнецов, Весов и Водолея. У ног «Заката» - цветы дурмана, которые особенно сильно пахнут вечером. Глубокий философский смысл несет в себе образ «Заката». Динамичная композиция, осязаемая проработка формы наполняют это произведение эмоциональным звучанием и внутренней силой.

И заканчивает круг - богиня «Ночи».

Лучезарная «Аврора», сияющий «Полдень», сумрачный «Закат», мудрая задумчивая «Ночь» аллегорически изображали четыре времени суток и предназначались для установки на крыше Грота.

Сохранился альбом рисунков, своего рода сопроводительный документ, в котором неизвестный итальянский художник запечатлел статуи и бюсты, заказанные Петром I в Италии. В альбоме указаны названия скульптур и имена создавших их мастеров. На рисунках из этого альбома скульптуры, изображающие времена суток, показаны крылатыми, но их крылья не сохранились.

Среди зелени, под сенью деревьев стоят статуи муз: Талия, Эвтерпа, Терпсихора, Нимфа воздуха. На аллеях и площадях сада можно увидеть статуи известных в то время мастеров: Флору, Помоны и Сатурна, бюст Вахта, Немезиду, Беллону, Сивилу Дельфийскую, сивилл Ливийскую и Европейскую. Среди скульптурных изображений персонажей древних мифов особенно выделяются художественным совершенством моделировка форм, тонкостью и изысканностью рисунка и композиции, одухотворенностью образов Минерва, Церера, Беллона и группа «Амур и Психея».

Амур и Психея

Скульптурная группа была приобретена в Риме в 1719 году Ю.Кологривовым и находилась изначально в павильоне «Грот».

«Амур и Психея» - одно из наиболее интересных в художественном отношении произведений в собрании скульптуры Летнего сада.

Психея - в греческой мифологии образ, олицетворяющий душу. Психею представляли в образе нежной девушки с крыльями бабочки или птицы.

Сюжетом для скульптуры послужила поэтическая легенда о любви сына богини Венеры Амура к прекрасной девушке Психее.

Психея была младшей из трех царских дочерей, она была столь прекрасна, что люди принимали ее за богиню и поклонялись ей. Это вызвала ревность богини красоты Венеры, и та подослала к ней своего сына Амура, чтобы он нанес рану Психее. Но когда Амур увидел девушку, он не стал причинять ей вреда, а перенес ее тайком в свой чертог и посещал ее по ночам, в полной темноте, запретив ей видеть свое лицо. Коварные и завистливые сестры подучили Психею нарушить запрет, и она попыталась при помощи ночника рассмотреть своего возлюбленного.

Перед нами - прекрасный миф, застывший в мраморе: восхищенная Психея наклоняется к своему таинственному супругу. Через мгновение капля горячего масла, падающая из светильника, разбудит Амура, и он в гневе покинет Психею. Девушке придется перенести немало испытаний, прежде чем она вновь обретет своего любимого. Верность и стойкость девушки были вознаграждены: она соединилась с Амуром и получила бессмертие.

Греки видели в этой истории не только красивую сказку о вечной любви. Этот миф - аллегория бесконечных исканий человеческой души, такой нежной и ранимой, но способной на великие поступки. И если человек верен себе, честен перед богами и людьми, то его ждет заслуженная им награда.

Скульптура «Милосердие».

Молодая женщина держит в руке открытую книгу законов. Здесь имеется намек на то, что Правосудие должно быть милосердно. Милосердие заканчивает в книге надпись: «Правосудие преступника осуждает, милосердие же милость дарует. 1719»

Автор этих скульптур Баратта.

Скульптура «Беллона».

Беллона - жена Марса (бог войны), богиня жестокой, кровопролитной войны. Она изображена с копьем, мечем и опущенным вниз факелом - символом «потушенных» войной человеческих жизней.

В греческой мифологии нет подобного женского персонажа, он появляется только в Риме. В Риме, в храме Беллоны принимали раньше иноземных послов и победителей-военачальников.

В Петербурге образ Беллоны встречается редко, так как по нравственным критериям петербуржцы всегда предпочитали Афину - богиню справедливой войны.

Автор статуи «Беллона» Альвизе Тальяпьетра наследует традиции венецианской школы декоративной пластики. Широким складкам ниспадающего шарфа противопоставляются извивающиеся языки пламени, вырывающиеся из факела, большие круглые завитки перьев на шлеме и локоны волос, разбросанные по плечам. Художественный почерк стиля рококо по существу уничтожил истинный смысл жестокой богини войны, сделав статую лишь декоративным садовым украшением.

Коллекция мраморной скульптуры Летного сада – богатейший музей под открытым небом.

Решетка со стороны Невы - самая знаменитая решетка нашего города. Выполнена она в 1784 году Юрием Матвеевичем Фельтеном и сразу же о ней заговорили, как об образце классического литья. На высоком гранитном цоколе ограды поставлены 36 гранитных колонн, увенчанных поочередно вазами и урнами. Между колоннами расположены железные звенья, которые состоят из копьев и удлиненных прямоугольников, украшенных розетками. Кисти копьев, розетки, вазы, ручки на урнах были позолочены.

Прекрасные пропорции, строгость и простота рисунка придает ограде удивительную легкость, а прозрачный рисунок подчеркивает единство ансамбля сада и Невы.

Программа встречи

наверх
Сайт управляется Создание сайтов UcoZ системой