Зал № 76. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939гг.)
Художник-мыслитель, один из творцов эстетики нового мира, он сумел органично соединить в своих произведениях мышление «планетарными» категориями и верность извечным началам и высшим ценностям духовной культуры.
Кузьма Петров-Водкин - русский живописец.
Родом из Хвалынска на Волге, Саратовской губернии, давшей России таких известных художников, как В. Борисов-Мусатов, П. Кузнецов, П. Уткин.
В 1895-1897 гг. учился в Петербурге, в Училище барона Штиглица, в 1897-1904 гг. - в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества, в 1901 г. - месяц в знаменитой школе А.Ашбе в Мюнхене.
Путешествовал по Италии (1905-1906), Северной Африке, работал в Париже. С 1908 г. и до конца жизни - в Петербурге-Петрограде-Ленинграде. Занимался философией и литературой, испытал влияние французского символизма. В 1910-1916 гг. преподавал в школе Е. Званцевой в Петербурге.
Петров-Водкин искал живописную форму «философской картины мира». К 1910 г. он нашел собственный стиль символической трактовки живописного пространства (отсюда созданная художником теория «сферической перспективы»), взаимодействия трех основных цветов: красного, синего и желтого - так называемой «трехцветки», и выражения в изобразительных образах философских категорий бытия. Именно эти качества отличают картину «Купание красного коня», имевшую громкий успех на выставке «Мира искусства» 1912 г. Петров-Водкин соединил в этой картине новейшие достижения французского постимпрессионизма, цветовую пластику Гогена и Матисса с символизмом европейского Модерна, традициями византийской и древнерусской иконописи и фрески. Творчество Петрова-Водкина «можно уподобить зеркалу, смотрясь в которое Запад узнает в себе Восток, а Восток - Запад».
Свою роль сыграли и идеи «планетарности» поэта В. Хлебникова. Это был стиль, объединивший классику и современность. Понятие гармонии, «сдержанности, улаженности между тонами» Петров-Водкин связывал с принципами искусства старых «изографов», умевших переводить обычные явления в высший духовный план.
Сам художник утверждал, что если чистые цвета поглощают все оттенки, значит живопись вместо фиксирования мимолетного и случайного начинает выражать «вечность». Не случайно «Красный конь» был воспринят уже в то время как символический образ «Судьбы России». «Так вот почему я написал «Красного коня!», - воскликнул художник, когда узнал о начале первой мировой войны.
В том, что Петров-Водкин сохранял «чистоту краски», свойственную лишь новгородской школе иконописи и фрескам Дионисия, критик В. Дмитриев увидел «символизм русской национальности, исконного лика России». Но С. Маковский нашел в «Купании красного коня» плакатность!
Свои теоретические взгляды Петров-Водкин изложил в книгах воспоминаний «Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия» (1930; 1932; 1970; 1982).
|